почитания, то они вовсе не получат ни нематериальных, ни
материальных благ: ведь первые они не в состоянии воспринять, а
способствующее другим они не будут подносить. Вместе с тем каждый выказывает
свою заботу о жертвоприношении, насколько она возможна, а не насколько
невозможна. Следовательно, не нужно, чтобы она стремилась превысить
свойственную почитающему богов меру.
То же самое рассуждение имеется у меня и относительно связи, которая
образуется как подобает между осуществляющими богопочитание людьми и
почитаемыми ими силами. Ведь я полагаю, что и она определяет подходящий для
себя способ богослужения: свободный от материи -- та, которая создается
нематериально и создает соприкосновение с чистыми бестелесными силами в
самом чисто бестелесном, и телесный --телесная, имеющая отношение к телам и
смешивающаяся с управляющими телами сущностями.
16. Однако, помимо этого, мы не должны счесть недостойным также
упоминание того, что часто ради необходимой для тела выгоды мы совершаем
некоторые действия, связанные с наблюдающими за телом богами и благими
демонами, например очищая его от древних проклятий или освобождая от
болезней, наполняя здоровьем или устраняя из него тяжелое и медлительное, а
легкое и деятельное в него привнося, или же предоставляя ему какое-то
всеобщее благо. Так вот, в этом случае, конечно, мы не управляем телом
разумно и бестелесно; ведь телу по природе несвойственно быть причастным
таким предметам. Будучи сопричастно тому, что родственно ему самому, тело
обеспечивается попечением и очищается при помощи тел. Стало быть, священный
обычай жертвоприношений в отношении
(стр.178)
описанной пользы по необходимости будет телесным, устраняя избыточное в
нас, восполняя все то, чего нам недостает и приводя к соразмерности и
порядку все то, что нарушено. И в самом деле, мы, нуждаясь в том, чтобы
многие необходимые для человеческой жизни предметы оказались у нас благодаря
лучшим родам, используем для этого священнодействия. Конечно, то, что мы
приобретаем ради тел, предоставляет телу заботу или имеет о нем попечение.
17. Стало быть, что же произойдет с нами благодаря совершенно
обособленным от всяческого человеческого становления богам в отношении
бесплодия, беспокойства, обогащения или какого-то другого жизненного
действия? Конечно, ничего. Ведь тем, кто свободен от всего, невозможно иметь
отношение к подобным дарам. Однако если кто-нибудь сказал бы, что совершенно
нематериальные боги превосходят даже таких богов и, превосходя их, в
качестве единой первичной причины соединяют в себе и такие дары, то тем
самым он завел бы речь скорее происходящий от них избыток божественного
дарования. Что же касается того, будто они сами совершают подобные действия,
вникая в детали человеческой жизни, то с этим ни в коем случае не следует
соглашаться. Ведь такое покровительство здешнему является частным делом,
совершается с неким собственным принижением, не полностью свободно от тел и
не может воспринять чистое и несмешанное господство. Поэтому для совершения
подобных дел подходит способ священнодействия, связанный с телами и
соседствующий со становлением, но ни в коем случае не тот, который полностью
нематериален и бестелесен. Ведь последний-- чистый--всецело выше этого и не
подходит к данному случаю, а первый, пользующийся телами и телесными силами,
является более подходящим, способным
(стр.179)
принести некие благие последствия для жизни, а также предотвратить
предстоящие неудачи, предоставляя соразмерность и взаимное слияние смертному
роду.
18. Однако в соответствии с другим разделением вся масса людей
подчинена природе, управляется природными силами, обращает свои взоры вниз,
на природные дела, исполняет установления рока, воспринимает порядок
совершающегося в согласии с роком и всегда практически рассуждает только о
природных предметах. Лишь немногие, опираясь на некую сверхъестественную
силу ума, отпадают от природы и обращаются к обособленному и несмешанному
уму, и это все те, кто в то же самое время оказывается стоящим выше
природных сил. Некоторые же люди занимают среднее положение и находятся
посередине