Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

между природой и чистым умом, опираясь частью на то, а частью на

другое, частью же следуя некоей смешанной из того и другого жизни, а частью

освобождаясь от худшего и переменяясь к лучшему 125.

      Стало быть, поскольку люди разделены таким образом, пожалуй, могло бы

оказаться совершенно ясным и то, что следует за этим. Ведь те люди, которые

управляются в согласии со всеобщей природой, сами живут в согласии со

свойственной им природой и опираются на природные силы, совершают

соответствующий природе и приводимым природой в движение телам религиозный

обряд, проявляя заботу о местностях, о воздухе, о материи, о материальных

силах, о телах, о телесных свойствах и качествах, о подобающих движениях и

изменениях подверженного становлению и об остальном, близком к

перечисленному, причем как в смысле благочестия вообще, так и в смысле

принесения жертв. А те люди, что проводят свой век в согласии только с умом

и с жизнью ума и освободились от

      (стр.180)

      природных оков, во всех частях теургии придерживаются умного и

бестелесного священного закона жречества. Те же люди, которые занимают

промежуточное положение между ними, в соответствии в особенностями такового

в своих священных обрядах движутся разными путями: или принимая участие в

обоих способах почитания богов, или отказываясь от одного из них, или

воспринимая их как предпосылку для более почитаемых ими (ведь без них,

пожалуй, не могли бы возникнуть и стоящие выше), или же предпринимая

какие-то иные действия в отношении их. 19. Примерно таким же образом

проявляется и следующее разделение. Среди божественных сущностей и сил одним

подчинены души и природа, прислуживающие их созидательной деятельности так,

как те захотят. Другие же совершенно отделены от души и природы --я имею в

виду божественную душу и природу, но не мировую и направляющую становление.

Некоторые, занимая среднее положение между теми и другими, обеспечивают их

взаимную общность или в виде единой нерасторжимой связи, или в виде

независтливого участия лучшего, или в виде беспрепятственного восприятия у

худшего, или в виде свойственного тому и другому согласия. Итак, всякий раз,

когда мы поклоняемся богам, царствующим над душой и природой, не

бессмысленно подносить им в дар и природные силы и не следует отказываться

от посвящения им тел, управляемых природой. Ведь все природные предметы

прислуживают им и способствуют упорядочению какой-то их части. Всякий же

раз, когда мы стремимся почтить тех богов, которые сами по себе являются

единообразными, стоит преподнести им совершенные почести. Этим богам

подходят умные дары бестелесной жизни и все те, которые несут добродетель и

мудрость, даже если и есть некие

      (стр.181)

      более совершенные и целостные душевные блага. Далее, богам, занимающим

среднее положение и повелевающим промежуточными благами, иногда могли бы

подойти дары обоих родов, а иногда общие для них обоих, или отстраняющиеся

от низшего и достигающие высшего, или вообще каким-то одним способом

занимающие среднее положение.

      20. Опираясь в своем исследовании на другое начало -- на космос и

космических богов, на распределение в нем четырех стихий, на соединение

стихий в надлежащих пропорциях и на упорядоченное круговое движение,

происходящее вокруг определенного центра, мы познаем легкодоступный путь

наверх, к истине связанного с жертвоприношениями священного служения. Ведь

если мы сами пребываем в космосе, содержимся во всецелом мироздании в

качестве частей, изначально увлекаемся им, совершенствуемся благодаря всем

его силам, составлены из заключенных в нем стихий и владеем некоей частицей

жизни и природы, получив ее от него, то из-за всего этого не следует,

конечно, пренебрегать космосом и космическим устройством.

      Итак, давай предположим, что у каждой космической частицы имеется как

тело, которое мы видим, так и окружающие тело отдельные бестелесные силы.

Ясно, что закон священного служения подобное ставит в соответствие подобному

и распространяет такое свое действие на все предметы сверху донизу, воздавая

бестелесное бестелесному, тела --телам и вообще соответственное по

собственной природе--тому и другому.