между природой и чистым умом, опираясь частью на то, а частью на
другое, частью же следуя некоей смешанной из того и другого жизни, а частью
освобождаясь от худшего и переменяясь к лучшему 125.
Стало быть, поскольку люди разделены таким образом, пожалуй, могло бы
оказаться совершенно ясным и то, что следует за этим. Ведь те люди, которые
управляются в согласии со всеобщей природой, сами живут в согласии со
свойственной им природой и опираются на природные силы, совершают
соответствующий природе и приводимым природой в движение телам религиозный
обряд, проявляя заботу о местностях, о воздухе, о материи, о материальных
силах, о телах, о телесных свойствах и качествах, о подобающих движениях и
изменениях подверженного становлению и об остальном, близком к
перечисленному, причем как в смысле благочестия вообще, так и в смысле
принесения жертв. А те люди, что проводят свой век в согласии только с умом
и с жизнью ума и освободились от
(стр.180)
природных оков, во всех частях теургии придерживаются умного и
бестелесного священного закона жречества. Те же люди, которые занимают
промежуточное положение между ними, в соответствии в особенностями такового
в своих священных обрядах движутся разными путями: или принимая участие в
обоих способах почитания богов, или отказываясь от одного из них, или
воспринимая их как предпосылку для более почитаемых ими (ведь без них,
пожалуй, не могли бы возникнуть и стоящие выше), или же предпринимая
какие-то иные действия в отношении их. 19. Примерно таким же образом
проявляется и следующее разделение. Среди божественных сущностей и сил одним
подчинены души и природа, прислуживающие их созидательной деятельности так,
как те захотят. Другие же совершенно отделены от души и природы --я имею в
виду божественную душу и природу, но не мировую и направляющую становление.
Некоторые, занимая среднее положение между теми и другими, обеспечивают их
взаимную общность или в виде единой нерасторжимой связи, или в виде
независтливого участия лучшего, или в виде беспрепятственного восприятия у
худшего, или в виде свойственного тому и другому согласия. Итак, всякий раз,
когда мы поклоняемся богам, царствующим над душой и природой, не
бессмысленно подносить им в дар и природные силы и не следует отказываться
от посвящения им тел, управляемых природой. Ведь все природные предметы
прислуживают им и способствуют упорядочению какой-то их части. Всякий же
раз, когда мы стремимся почтить тех богов, которые сами по себе являются
единообразными, стоит преподнести им совершенные почести. Этим богам
подходят умные дары бестелесной жизни и все те, которые несут добродетель и
мудрость, даже если и есть некие
(стр.181)
более совершенные и целостные душевные блага. Далее, богам, занимающим
среднее положение и повелевающим промежуточными благами, иногда могли бы
подойти дары обоих родов, а иногда общие для них обоих, или отстраняющиеся
от низшего и достигающие высшего, или вообще каким-то одним способом
занимающие среднее положение.
20. Опираясь в своем исследовании на другое начало -- на космос и
космических богов, на распределение в нем четырех стихий, на соединение
стихий в надлежащих пропорциях и на упорядоченное круговое движение,
происходящее вокруг определенного центра, мы познаем легкодоступный путь
наверх, к истине связанного с жертвоприношениями священного служения. Ведь
если мы сами пребываем в космосе, содержимся во всецелом мироздании в
качестве частей, изначально увлекаемся им, совершенствуемся благодаря всем
его силам, составлены из заключенных в нем стихий и владеем некоей частицей
жизни и природы, получив ее от него, то из-за всего этого не следует,
конечно, пренебрегать космосом и космическим устройством.
Итак, давай предположим, что у каждой космической частицы имеется как
тело, которое мы видим, так и окружающие тело отдельные бестелесные силы.
Ясно, что закон священного служения подобное ставит в соответствие подобному
и распространяет такое свое действие на все предметы сверху донизу, воздавая
бестелесное бестелесному, тела --телам и вообще соответственное по
собственной природе--тому и другому.