ему при посредстве всех приводимых в действие
сил. Итак, точно так же и всему существующему вокруг нас не следует
соприкасаться с предшествующими ему божественными причинами лишь в некоторой
своей части, как и не вполне сводиться к своим создателям.
23. Далее, многообразный обряд божественного почитания при
священнодействиях одно сущее в нас или вокруг нас очищает, другое
совершенствует, третье приводит к соразмерности и порядку, четвертое
освобождает от принадлежащей смертному роду ошибочности иным способом и
делает все приятное для всех превосходящих нас. Тем самым, когда
божественные и подобные им человеческие причины соединяются в одном и том
же, правильное выполнение жертвоприношения предоставляет всяческие
совершенные и великие блага.
Видимо, для достоверного понимания этих самых вопросов неплохо
прибавить еще вот что. Изобилие силы высших существ всегда по природе
превосходит все еще и в том, что одинаково и на равных основаниях
беспрепятственно присутствует в нем. Стало быть, в соответствии с таким
представлением первейшее блистает даже для самого последнего и
нематериальное невещественно присутствует в материальном. Пусть не
удивляется кто-то, если мы скажем, что даже какая-то материя является чистой
и божественной. Ведь и она произошла от отца и демиурга
(стр.185)
всего и обладает своим совершенством, будучи удобным вместилищем для
богов. Вместе с тем ничто не отнимает у лучшего и способности освещать
стоящее ниже его и тем самым ничто не отлучает материю от участия в лучшем,
так что вся та материя, которая совершенна, чиста и имеет благой
облик128, не окажется неподходящей для того, чтобы служить
вместилищем для богов. Ведь поскольку ничему на земле никак невозможно было
бы оказаться беспричастным божественной общности, то и земля сама восприняла
от последней некую божественную частицу, достаточную для того, чтобы дать
место богам.
Итак, теургическое искусство, приняв это во внимание и именно таким
образом обыкновенно отыскивая подобающее каждому богу на основании общности
с ним вместилище, часто соединяет камни, травы, животных, благовония и
другие подходящие священные, совершенные и божественные предметы и затем
готовит из всего этого вполне совершенное и чистое вместилище для богов.
Ведь в самом деле, следует досадовать не на всякую материю, но только
на ту, которая чужда богам, родственную же им нужно выбирать, поскольку она
может подойти для строительства храмов и для установки статуй, точно так же
как и для связанных с жертвоприношениями священнодействий. Ведь в противном
случае для местностей на Земле или для живущих на ней людей не возникло бы
причастности к восприятию лучших, если бы ей не предшествовало некое
подобное первичное основание. Необходимо доверять неизреченным словам о том,
что даже при посредстве блаженных зрелищ от богов передается некая материя.
Конечно, она сама родственна тем, кто ее дарует. Следовательно, разве
принесение в жертву подобной материи не побуждает богов к появлению, не
призывает их к непосредственному
(стр.186)
соединению с ней, не заключает их в себе, когда они оказываются рядом,
и не показывает совершенно?
24. То же самое можно было бы заметить также и на основании
распределения по отдельным местностям, а также особого управления отдельными
существующими предметами, которое разделяет между собой подобные большие или
меньшие наделы в соответствии с различиями в чине. Ведь, конечно, ясно, что
повелевающим некими местностями богам более всего подобает приносить в
жертву то, что от них рождается, а управляющим --то, что ими управляется.
Ведь совершающим что-то всегда в наибольшей степени угодны результаты своих
собственных дел, а тем, кто приносит в жертву нечто в первую очередь, это
самое прежде всего и дорого. Итак, или какие-то животные, или растения, или
иные земные предметы управляются лучшими родами и одновременно причастны их
управлению и предоставляют нам нерасторжимую общность с теми. Стало быть,
кое-какие подобные предметы, а именно все те, которые благодаря своей
чистоте сохраняют возможность