(стр.189)
со становлением, дает благую надежду и веру в свет и, говоря в общем,
делает наперсниками богов, если так можно сказать, тех, кто пользуется ею
131.
Так вот, если подобное состояние--это именно то, которое можно было бы
назвать молитвой, и оно создает столько благ в нас и обладает той общностью
с жертвоприношениями, про которую мы уже сказали, то разве не при его
посредстве становится ясной цель жертвоприношений, поскольку и она причастна
демиургическому соприкосновению, так как в этих действиях она становится
свойственной богам? Тогда подобное является благом, как и все то, что
посылается людям демиургическими причинами. Стало быть, в свою очередь, на
основании этого становится ясным возвышающее, совершенствующее и наполняющее
действие молитв, как и то, каким образом оно становится деятельным, каким
образом --объединяющим и каким образом оно причастно даруемой богами
всеобщей связи. Однако третье суждение, поскольку два первых обретают
устойчивость друг при посредстве друга и вкладывают друг в друга совершенную
жреческую силу священного обряда, легко можно было бы вывести на основании
ранее сказанного.
Именно поэтому в жреческом учении и проявляются всеобщее согласие и
содействие себе самому, связывающие всеми способами более тесно, чем в любом
живом существе, родственные части самого себя в единую общность, которой ни
в коем случае не следует пренебрегать, как и не следует, отбирая из нее лишь
некоторые части, пренебрегать остальными. Точно так же необходимо
упражняться во всех этих частях и совершенствоваться во всех них тем, кто
желает в чистоте соприкасаться с богами.
(стр.190)
VI1. Итак, это, пожалуй, не могло бы обстоять иначе. Впрочем, мне пора
переходить к следующему выдвигаемому тобой сомнению. Ведь что же, на самом
деле, как гласит твое рассуждение, необходимо, чтобы эпопт не прикасался к
трупу, но в то же время богослужения по большей части совершаются с
использованием трупов животных? Давая ответ на подобные сомнения, рассмотрим
это кажущееся противоречие. В нем никоим образом не должно наличествовать
никакого противоположения -- напротив, только кажется, будто эти суждения
противостоят друг другу. Ведь если бы и избегали соприкосновения и приходили
в соприкосновение с одними и теми же мертвыми телами, то это высказывание
противоречило бы самому себе. Однако если предписывают; избегать одних,
неосвященных, тел, а с другими, а именно со всеми теми, которые освящаются,
соприкасаться, то здесь
(стр.191)
нет никакого противоречия. Далее, человеческие тела, когда их покинула
душа, трогать недопустимо: ведь в момент смерти в теле гаснет некий
след132, призрак или видение божественной жизни. Касаться же
остальных мертвых тел живых существ уже не является нечестивым, поскольку
они и не имели отношения к иной, более божественной жизни. Кроме того, одним
богам, например свободным от материи, подходит отсутствие подобного
соприкосновения, а с другими, управляющими животными и ближайшим образом
связанными с ними, положено общение через жертвенных животных. Итак, в
данном случае не возникает никакого противоречия.
2. Дать ответ на это можно было бы и иначе. Ведь людям, пребывающим
среди материи, лишенные жизни тела несут некое осквернение, поскольку
неживое приносит живому некую загрязненность, точно так же, как и грязное--
чистому и отсутствие--наличию, поскольку в то, что способно умереть, худшее
привносит некую оскверненность из-за его природной предрасположенности к
нему. Для демонов же, совершенно бестелесных и ниоткуда не воспринимающих
разрушения, тело не создает никакой оскверненности. Напротив, им необходимо
превосходить подверженное разрушению тело и не допускать от него к себе
никакого проявления порчи.
3. Итак, я говорю это относительно подразумевающегося в данном сомнении
противоречия. Истолковывая же само по себе то пророческое действие, которое
совершается при посредстве священных животных, например ястребов
133, мы утверждаем, что боги никогда не имеют отношения к
оракулу, связанному с таким образом используемыми телами. Ведь они не
управляют отдельными