Фта на Гефеста, приписывая ему власть
только в области искусства), а тот, кто создает блага, зовется Осирисом или
же получает другие наименования вследствие иных своих способностей и
действий 141.
Далее, у египтян существует и некое иное начальствование над всеми
стихиями становления и заключенными в них силами, четырьмя мужскими и
четырьмя женскими, которое они считают принадлежащим Солнцу142.
Имеется и иное начало всей становящейся природы, которое они относят на счет
Луны. Расчленяя небеса на две, четыре, двенадцать, тридцать шесть или вдвое
больше того частей или же разделяя их как-то иначе, они устанавливают
большее или меньшее начальствование над этими частями и предпосылают всем им
того единственного, который стоит превыше их. Таким образом, представление
египтян о началах-- от самых высших до самых низших--опирается на единое и
достигает множества, в то время как многое, в свою очередь, управляется
единым и повсюду неопре-
(стр.206)
деленная природа подчиняется власти некоей определенной меры и высшей,
единственной из всех причины. Материю же бог произвел из сущностности
подразделенной материальности; восприняв ее, исполненную жизни, демиург и
сотворил на ее основе простые и бесстрастные сферы143, а худшее в
ней упорядочил в виде рождающихся и гибнущих тел.
4. Стало быть, после того как подобное таким образом правильно
разъяснено, ясно и истолкование содержания иных книг, с которыми, как ты
говоришь, ты случайно встретился. Ведь те из них, которые находятся в
обращении как принадлежащие Гермесу, охватывают герметические мнения, даже
если зачастую написаны философским языком, ибо они переведены с египетского
языка людьми, не чуждыми философии. Херемон 144 же и другие
авторы, которые касаются первых космических причин, истолковывают низшие
начала. Далее, все те, кто излагает сведения о планетах, зодиаке, деканах,
гороскопах и о так называемых властителях и вождях, ведут речь о частных
распределениях начал 145. И книги в Салмесхиниаках 146
охватывают мельчайшую часть герметических заветов. Также и сочинения о
звездах, о восходах или закатах Солнца или о приращениях или убываниях Луны
в числе этих книг были причастны египетскому исследованию причин. Далее,
египтяне не говорят, что все вещи являются природными, но выделяют и
душевную, и умную жизнь из природы, причем не только в отношении мироздания,
но и в отношении нас самих. Поставив на первое место ум и рассудок,
существующие сами по себе, они утверждают, что таким образом созидаются
возникающие вещи. Они ставят впереди демиурга -- праотца становящихся вещей
-- и познают предшествующую небесам и заключенную в небесах
(стр.207)
жизненную силу. Они заранее располагают превыше космоса чистый ум: и
один, неделимый по всему космосу, и другой, разделенный по всем космическим
сферам М7. И они не только умосозерцают это в пустом словопрении,
но и предписывают в ходе жреческой теургии перед лицом бога и демиурга
восходить к высшим, всеобщим и превосходящим рок вещам, не привлекая на свою
сторону материю и не воспринимая, помимо этого, ничего другого, кроме разве
что соблюдения надлежащей меры.
5. И этот путь указал Гермес. Истолкование же его дал царю
Аммону148 пророк Вития 14Э, отыскав его описание
начертанным в виде иероглифических письмен в храмах Саиса Египетского
15°, и он же передал и имя бога, пронизывающее весь космос.
Существуют и многие другие предписания по тому же самому поводу, так что, я
думаю, ты зря сводишь все представления египтян к природным причинам. Ведь у
них существует большее количество начал, относящихся к большему количеству
сущностей, и сверхкосмические силы, служение которым они определили в
жреческом священном обряде. Итак, я полагаю, что перечисленное предоставляет
общие отправные точки для разрешения и всех последующих вопросов. Однако,
поскольку нужно не оставить неисследованным ничего в них, давай обратим
внимание и на эти проблемы и проведем всестороннее исследование, чтобы
знать, каким образом они связаны с какими-то дурными представлениями.
6. Итак, как ты говоришь, большинство египтян то, что обращено к нам,
поставили в зависимость