Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

Фта на Гефеста, приписывая ему власть

только в области искусства), а тот, кто создает блага, зовется Осирисом или

же получает другие наименования вследствие иных своих способностей и

действий 141.

      Далее, у египтян существует и некое иное начальствование над всеми

стихиями становления и заключенными в них силами, четырьмя мужскими и

четырьмя женскими, которое они считают принадлежащим Солнцу142.

Имеется и иное начало всей становящейся природы, которое они относят на счет

Луны. Расчленяя небеса на две, четыре, двенадцать, тридцать шесть или вдвое

больше того частей или же разделяя их как-то иначе, они устанавливают

большее или меньшее начальствование над этими частями и предпосылают всем им

того единственного, который стоит превыше их. Таким образом, представление

египтян о началах-- от самых высших до самых низших--опирается на единое и

достигает множества, в то время как многое, в свою очередь, управляется

единым и повсюду неопре-

      (стр.206)

      деленная природа подчиняется власти некоей определенной меры и высшей,

единственной из всех причины. Материю же бог произвел из сущностности

подразделенной материальности; восприняв ее, исполненную жизни, демиург и

сотворил на ее основе простые и бесстрастные сферы143, а худшее в

ней упорядочил в виде рождающихся и гибнущих тел.

      4. Стало быть, после того как подобное таким образом правильно

разъяснено, ясно и истолкование содержания иных книг, с которыми, как ты

говоришь, ты случайно встретился. Ведь те из них, которые находятся в

обращении как принадлежащие Гермесу, охватывают герметические мнения, даже

если зачастую написаны философским языком, ибо они переведены с египетского

языка людьми, не чуждыми философии. Херемон 144 же и другие

авторы, которые касаются первых космических причин, истолковывают низшие

начала. Далее, все те, кто излагает сведения о планетах, зодиаке, деканах,

гороскопах и о так называемых властителях и вождях, ведут речь о частных

распределениях начал 145. И книги в Салмесхиниаках 146

охватывают мельчайшую часть герметических заветов. Также и сочинения о

звездах, о восходах или закатах Солнца или о приращениях или убываниях Луны

в числе этих книг были причастны египетскому исследованию причин. Далее,

египтяне не говорят, что все вещи являются природными, но выделяют и

душевную, и умную жизнь из природы, причем не только в отношении мироздания,

но и в отношении нас самих. Поставив на первое место ум и рассудок,

существующие сами по себе, они утверждают, что таким образом созидаются

возникающие вещи. Они ставят впереди демиурга -- праотца становящихся вещей

-- и познают предшествующую небесам и заключенную в небесах

      (стр.207)

      жизненную силу. Они заранее располагают превыше космоса чистый ум: и

один, неделимый по всему космосу, и другой, разделенный по всем космическим

сферам М7. И они не только умосозерцают это в пустом словопрении,

но и предписывают в ходе жреческой теургии перед лицом бога и демиурга

восходить к высшим, всеобщим и превосходящим рок вещам, не привлекая на свою

сторону материю и не воспринимая, помимо этого, ничего другого, кроме разве

что соблюдения надлежащей меры.

      5. И этот путь указал Гермес. Истолкование же его дал царю

Аммону148 пророк Вития 14Э, отыскав его описание

начертанным в виде иероглифических письмен в храмах Саиса Египетского

15°, и он же передал и имя бога, пронизывающее весь космос.

Существуют и многие другие предписания по тому же самому поводу, так что, я

думаю, ты зря сводишь все представления египтян к природным причинам. Ведь у

них существует большее количество начал, относящихся к большему количеству

сущностей, и сверхкосмические силы, служение которым они определили в

жреческом священном обряде. Итак, я полагаю, что перечисленное предоставляет

общие отправные точки для разрешения и всех последующих вопросов. Однако,

поскольку нужно не оставить неисследованным ничего в них, давай обратим

внимание и на эти проблемы и проведем всестороннее исследование, чтобы

знать, каким образом они связаны с какими-то дурными представлениями.

      6. Итак, как ты говоришь, большинство египтян то, что обращено к нам,

поставили в зависимость