Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

же, относящиеся к исчислению канонов и науке

составления гороскопов и утверждающие, что они непознаваемы, не вступают ни

в какое противоречие с предпосылкой рассуждений. Ведь, будь эти искусства

познаваемыми или непознаваемыми, в любом случае истечение звезд назначает

демона, знаем мы о нем или нет. Божественная же мантика в состоянии

      (стр.214)

      дать нам знание о звездах в соответствии с высшей истиной, и мы вовсе

не нуждаемся в исчислении канонов или в мантическом искусстве.

      4. Если же нужно высказать подобное утверждение, оставив в стороне и

эти искусства, то, мне кажется, ты неправильно заключаешь о невозможности

познания математической науки на том основании, что в отношении ее

существует много разногласий, или потому, что Херемон или кто-нибудь другой

возражал против нее. Ведь на таком основании все окажется непознаваемым. Ибо

все науки имеют мириады возражений против себя и спорные места в них

неисчислимы. Итак, подобно тому, как мы обыкновенно возражаем спорщикам,

говоря, что и с истиной противостоящее по природе пребывает в раздоре и что

не только ложные суждения вступают в противоречия между собой, и в отношении

математики мы выскажем то возражение, что она является истинной, а люди,

заблуждающиеся относительно ее, возражают, не обладая никаким истинным

знанием. Это случилось не только с ней, но и со всеми знаниями, переданными

людям от богов. Ведь всегда, когда проходит время, они соединяются со

многими свойственными смертному роду воззрениями и божественный характер их

знания ослабевает.

      Однако пусть даже это до некоторой малой степени и имеет место, тем не

менее все равно возможно сохранить некое очевидное доказательство истины.

Ведь на виду находятся совершенно очевидные признаки измеримости

божественных круговращений, и всякий раз, когда они заранее предвещают

затмение Солнца и Луны и приближение Луны к неподвижным звездам, опыт зрения

оказывается согласным с их предзнаменованием. Впрочем, и сохраняемые в

течение всех веков описания наблюдений небесных

      (стр.215)

      явлений как у халдеев, так и у нас согласно свидетельствуют в пользу

истинности этого знания. Можно было бы предъявить и более понятные

доказательства этого, если бы о них в первую очередь шла речь. Однако

поскольку они уже чрезмерны и не имеют никакого отношения к познанию демона,

то я их, по справедливости, опускаю. А перехожу я к более соответствующим

вещам.

      5. Ведь ты утверждаешь в строках своего письма, что постижение

возникновения хозяина дома, благодаря которому, как говорят эти люди,

возможно познание собственного демона, или хозяев домов, если их больше

одного, даже у этих самых людей, пожалуй, по общему мнению, является

неосуществимым. Каким же образом у них признается недостижимым знание о

хозяине дома, когда они преподнесли очевидные методы его отыскания и в

спорных случаях учат кто пяти основаниям для их разрешения, кто большему их

числу, кто меньшему? Уж не для того ли, чтобы мы настояли, что мы должны в

том и в другом случае рассматривать более важный предмет в отношении его?

Ведь или можно изыскать происхождение хозяина дома и, конечно, даруемый им

демон является известным, или первый непознаваем и в соответствии с этой

гипотезой мы не знаем и второго. Так вот, в никак не меньшей степени, чем

хозяин дома, существует и даруемый им демон. Значит, разве есть препятствие

для того, чтобы с помощью искусства составления гороскопов найти его было

затруднительно, а при посредстве священного прорицания или теургии

существовала полная возможность его познания? Вообще же демон даруется не

только хозяином дома, но имеется много его более общих, чем связанные с

хозяином дома, начал. Кроме того, подобный метод вводит некие искусство и

человеческую деятельность в отношении собственного

      (стр.216)

      демона. Следовательно, нет ничего справедливого в том, в чем ты

сомневаешься.

      6. Если же нужно открыть тебе истину относительно назначенного каждому

демона, то он предоставлен нам не дурной частью небесных тел и не какой-либо

стихией видимых вещей, но нисходит от всего космоса, от всевозможнейшей

жизни