к очищению души, значительно более совершенному, чем очищение
тела, затем--к упражнению мышления в восприятии и созерцании блага и
избавлении от своего противоположного, а после этого -- к единению с богами,
дарующими благо.
б. После того как оно по отдельности соприкоснется с частицами
мироздания и со всеми пронизывающими их божественными силами, тогда-то оно и
приведет и присоединит душу ко всеобщему творцу, освободит ее от всякой
материи и соединит только с вечным разумом. Например, как я говорю, оно по
отдельности соприкасается с самопроизвольно порождающей, самодвижной,
возвышающей все, разумной, упорядочивающей все, возводящей к умопостигаемой
истине, самосовершенствующейся, созидательной силой и с остальными
божественными демиургическими силами, чтобы участвующая в теургии душа
(стр.225)
окончательно обрела свое место среди их воплощений, мыслей и
демиургических действий. И вот тогда-то оно предоставляет эту самую душу
всему демиургическому богу. Вот каково завершение жреческого восхождения у
египтян.
7. Что же касается самого блага, то они полагают, что божественное
благо--это заранее обдуманное самим богом, а другое, человеческое,--это
единение с ним, и это истолкование дал Вития на основании книг Гермеса.
Следовательно, эта часть не пропущена египтянами, как полагаешь ты, но
передана так, как это подобает богу. И не по малозначимым вопросам теурги
докучают божественному уму, но по тем, которые относятся к очищению души, ее
освобождению и спасению. И занимаются они не трудными, а для людей
бесполезными вещами, но, напротив, наиполезнейшими для всякой души. И отнюдь
не вводятся в заблуждение неким обманчивым демоном те, кто во всех
отношениях стоит выше лукавой и демонической природы и воспарил к
умопостигаемой и божественной.
8. Вот что мы ответили тебе в меру нашей возможности на вопросы
относительно божественной мантики и теургии, по поводу которых ты пришел в
недоумение. Так вот, наконец, в заключение рассуждений, я совершаю молитву
богам, чтобы они помогли как мне, так и тебе неизменно сохранять истинные
мысли, и вложили в нас вечную истину на вечные времена, и помогли обрести
самые совершенные мысли о богах, в которых заведомо заключаются для нас
достойное почитания счастливое свершение благ и сама власть в согласной
дружбе между собой.
(стр.226)
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЕВНАПИЙ
ЖИЗНЕОПИСАНИЯ ФИЛОСОФОВ И СОФИСТОВ
ЯМВЛИХ
После них 1 самым именитым аал Ямвлих, который происходил из
знатного рода и от людей, утопающих в роскоши и преуспевающих. Отечеством
его была Халкида; этот город находится в области, именуемой Кела. Вступив в
общение с Анатолием 2, почитавшимся вторым после Порфирия, он
весьма преуспел и достиг вершин в занятиях философией. Затем1,
после Анатолия, он вверил себя Порфирию, и не было такого предмета, в
котором он не превзошел бы и Порфирия, за исключением разве что связности и
силы речи. Ибо произносимое им тяготеет скорее к прелести и очарованию и не
обладает некоей белизной и не приукрашается чистотой, хотя, впрочем, и не
оказывается совершенно неясным, но, как говорил о Ксенократе Платон, и не
приносится в жертву Гермесовым Харитам3. Конечно, его речь не
захватывает слушающего ее и не
(стр.229)
околдовывает при чтении вслух, а скорее отталкивает и удручает слух.
Снискав в трудах праведность, он удостоился от богов столь огромного
влияния на слушателей, что у него было множество учеников и отовсюду
сходились к нему люди, жаждущие образования; и возникло среди них некое
прекраснейшее недоумение. Ведь вот они: Сопатр из Сирии, муж наиискуснейший
в речи и письме, и Эдесий и Евстафий из Каппадокии, и Феодор и Евфразий из
Эллады4--люди, обладавшие наивысшей добродетелью, и множество
других, не слишком отстававших от этих по силе речей, так что удивительно
было, что всем им он был полезен; ибо был он еще и щедр со всеми. Так вот,
весьма малое время он проводил наедине с самим собой, без товарищей и
учеников, поклоняясь божеству; по большей же части он пребывал в кругу
товарищей, и в отношении пищи придерживался древней невзыскательности,