Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 2)

Ямвлих. О жизни пифагорейской, 110). В античной медицине также

существовали представления об исцеляющем характере некоторых мелодий. Что же

касается вакхического состояния, то для его достижения использовались особые

инструменты --авлосы, флейты, тамбурины -- и исполнялись особые мелодические

фигуры (например, относящиеся к 'фригийскому ладу').

      88 Пифагорейская концепция, с которой полемизировали еще

Платон ('Федон') и Аристотель ('О душе').

      89 Древние грехи -- грехи рода и грехи прошлых жизней. Идея

'древних проклятий' была одним из узловых моментов в творчестве античных

трагиков и вызывалась, несомненно, убеждением в их наличии. Благодаря

орфикам и пифагорейцам она дополнилась идеей метемпсихоза.

      90 Нимфы -- 'невесты', низшие божественные персонажи,

населявшие водоемы, источники, леса ('дриады'). Они чаще всего олицетворяли

силы плодородия, ассоциировались также с влажными туманами, укрывающими по

ночам землю.

      Пан -- миксантропическое божество, сын Гермеса и нимфы Дриопы. Был

связан с идеей стихийного природного плодоношения. Близок культу Диониса, но

имел гораздо менее 'оцивилизованный' характер. Культ Пана был распространен

первоначально в Аркадии, но в века эллинизма имел всеобщее значение.

      91 Перечислены три наиболее известных святилища, где имелись

оракулы, покровительствуемые Аполлоном: Кларос -- ионийский город в Малой

Азии; Дельфы -- всегреческий центр в срединной Элладе; святилище Бранхиды

      (стр.258)

      в местечке Дидимы (в окрестностях Милета, тоже в Малой Азии).

      92 Имеется в виду обычное суеверие, связанное с убеждением,

что священные изображения наполнены сверхъестественной силой, причаститься

которой можно одним прикосновением. Ниже будут перечислены 'истинные'

способы привлечения этой силы ('света').

      93 Дурные демонические и противостоящие духи--демоны,

связанные с самодвижением материи, с той ее стороной, которая не 'успевает'

за оформляющей деятельностью божественных сил. См. прим. 67.

      94 См. Дильс--Кранц, фр. 93.

      95 Способ 'творения' демонов, отвечающих за становление,

имеет телеологический характер, как и вообще отношение порождающей,

божественной сферы к низшему, чувственному миру. Все рожденное является

образом, символом высшего и запечатлевает в этом изображении и цель

стремления (первообраз), и само стремление к ней.

      96 См. прим. 73.

      97 Идея знания как откровения Божества --общее место для

последних веков античности. Впрочем, еще Сократ (у Ксенофонта) был убежден в

целесообразности мирового устройства, пробуждающей целесообразность

человеческого разума.

      98 Амелет ('беззаботная') и Лето ('забвение') --реки, из

которых, согласно античному поверью, души умерших пьют воду, забывая свою

земную жизнь. У Платона в 'Государстве' из реки Амелет, протекающей по краю

долины Лето, испивают души после совершения выбора своего удела (621а--Ь).

      99 Это рассуждение внутренне напоминает грядущие

христианские споры о 'единосущии'. Неоплатонический

      (стр.259)

      субординациализм невозможно свести к тринитарному учению в том его

варианте, как оно бытовало после Никейского собора. Неоплатонизму ближе

Климент и Ориген, чем Афанасий и каппадокийцы. Следовательно, идея Порфирия

означает нарушение иерархии Универсума, так как невозможно единосущие

высшего и низшего. Взаимодействие между ними заключается в поглощении

низшего высшим, а не в образовании из них 'третьей' сущности.

      100 Автор полемизирует с идеей кенозиса, т. е. нисхождения

богов, а также со взглядом на мир как на преходящее, историческое бытие. Для

него мир в целом неизменен во времени, и потому нельзя говорить о каком-либо

генезисе божества.

      101 Частная душа--энергия всеобщей души и высших начал,

которые для нее --сущность. В этом плане она сама по себе 'не имеет

сущности'.

      102 Эпопт -- 'созерцатель', 'взирающий' --распространенное в

античности название высшей ступени посвящения в тайнодействия (Элевсинские

мистерии, ранний пифагореизм и т.