Ямвлих. О жизни пифагорейской, 110). В античной медицине также
существовали представления об исцеляющем характере некоторых мелодий. Что же
касается вакхического состояния, то для его достижения использовались особые
инструменты --авлосы, флейты, тамбурины -- и исполнялись особые мелодические
фигуры (например, относящиеся к 'фригийскому ладу').
88 Пифагорейская концепция, с которой полемизировали еще
Платон ('Федон') и Аристотель ('О душе').
89 Древние грехи -- грехи рода и грехи прошлых жизней. Идея
'древних проклятий' была одним из узловых моментов в творчестве античных
трагиков и вызывалась, несомненно, убеждением в их наличии. Благодаря
орфикам и пифагорейцам она дополнилась идеей метемпсихоза.
90 Нимфы -- 'невесты', низшие божественные персонажи,
населявшие водоемы, источники, леса ('дриады'). Они чаще всего олицетворяли
силы плодородия, ассоциировались также с влажными туманами, укрывающими по
ночам землю.
Пан -- миксантропическое божество, сын Гермеса и нимфы Дриопы. Был
связан с идеей стихийного природного плодоношения. Близок культу Диониса, но
имел гораздо менее 'оцивилизованный' характер. Культ Пана был распространен
первоначально в Аркадии, но в века эллинизма имел всеобщее значение.
91 Перечислены три наиболее известных святилища, где имелись
оракулы, покровительствуемые Аполлоном: Кларос -- ионийский город в Малой
Азии; Дельфы -- всегреческий центр в срединной Элладе; святилище Бранхиды
(стр.258)
в местечке Дидимы (в окрестностях Милета, тоже в Малой Азии).
92 Имеется в виду обычное суеверие, связанное с убеждением,
что священные изображения наполнены сверхъестественной силой, причаститься
которой можно одним прикосновением. Ниже будут перечислены 'истинные'
способы привлечения этой силы ('света').
93 Дурные демонические и противостоящие духи--демоны,
связанные с самодвижением материи, с той ее стороной, которая не 'успевает'
за оформляющей деятельностью божественных сил. См. прим. 67.
94 См. Дильс--Кранц, фр. 93.
95 Способ 'творения' демонов, отвечающих за становление,
имеет телеологический характер, как и вообще отношение порождающей,
божественной сферы к низшему, чувственному миру. Все рожденное является
образом, символом высшего и запечатлевает в этом изображении и цель
стремления (первообраз), и само стремление к ней.
96 См. прим. 73.
97 Идея знания как откровения Божества --общее место для
последних веков античности. Впрочем, еще Сократ (у Ксенофонта) был убежден в
целесообразности мирового устройства, пробуждающей целесообразность
человеческого разума.
98 Амелет ('беззаботная') и Лето ('забвение') --реки, из
которых, согласно античному поверью, души умерших пьют воду, забывая свою
земную жизнь. У Платона в 'Государстве' из реки Амелет, протекающей по краю
долины Лето, испивают души после совершения выбора своего удела (621а--Ь).
99 Это рассуждение внутренне напоминает грядущие
христианские споры о 'единосущии'. Неоплатонический
(стр.259)
субординациализм невозможно свести к тринитарному учению в том его
варианте, как оно бытовало после Никейского собора. Неоплатонизму ближе
Климент и Ориген, чем Афанасий и каппадокийцы. Следовательно, идея Порфирия
означает нарушение иерархии Универсума, так как невозможно единосущие
высшего и низшего. Взаимодействие между ними заключается в поглощении
низшего высшим, а не в образовании из них 'третьей' сущности.
100 Автор полемизирует с идеей кенозиса, т. е. нисхождения
богов, а также со взглядом на мир как на преходящее, историческое бытие. Для
него мир в целом неизменен во времени, и потому нельзя говорить о каком-либо
генезисе божества.
101 Частная душа--энергия всеобщей души и высших начал,
которые для нее --сущность. В этом плане она сама по себе 'не имеет
сущности'.
102 Эпопт -- 'созерцатель', 'взирающий' --распространенное в
античности название высшей ступени посвящения в тайнодействия (Элевсинские
мистерии, ранний пифагореизм и т.