103 Автор уточняет свое отношение к идее 'мировой симпатии'.
В данном месте он соглашается, что след от высшего единства должен
появляться и среди становящегося бытия. Однако вполне в духе классического
разделения Платоном наших суждений о Космосе на знание и мнение он говорит
всего лишь о большей или меньшей степени вероятности предсказаний,
основанных на наблюдениях за природными явлениями. В отличие от этого
откровения сверхприродного дают истину.
104 'Природа' здесь--природное бытие в том его значении,
которое зафиксировал Аристотель ('Метафизика',
(стр.260)
1014Ь, 16--20). Ее неопределенность вызвана тем, что она--начало
становящегося и, следовательно, не неизменна и не является предметом
строгого знания.
105 Автор воспроизводит дилемму
'природного--искусственного', которая в античности в большинстве случаев
решалась в пользу первого. Конечно, место природного в платонизме занимает
творческая деятельность богов, но суть дилеммы от этого не меняется. Если
все, что ни создают боги, необходимо вписывается в мировое устройство, то
деятельность людей--всего лишь подражание уже сотворенному (природному)
бытию, т. е. 'умножение сущностей', творение призраков. Критику 'искусства'
в узком смысле этого слова (как лжетеургии) см. ниже (IV.12).
106 Речь идет о том 'бездеятельном действии' Абсолюта,
которое было темой ряда рассуждений Плотина (например: 'Эннеады', V 1.6; VI
9.3).
107 Т. е. человеческому измышлению, а не делу высших сфер.
108 По Платону, людей создают 'внутрикосмические божества'
('Тимей', 42d--е), которые здесь интерпретируются как демоны. Вообще,
создание людских тел демонами-- одна из излюбленных тем поздней античности.
Так, например, данная идея играла огромную роль в гностических космогониях и
историософии.
109 Хорег -- здесь руководитель хора.
110 Идея 'противобогов' (ниже автор назовет их еще
'виновными в своеволии' демонами) имеет гностическое происхождение и явную
гностическую окраску. Восстание низших чинов против высших, вызванное
незнанием, завистью, дерзостью, многократно изображалось в гностических
учениях. Неоплатонизму же подобный взгляд на
(стр.261)
происхождение зла не был присущ (см. трактат Плотина 'Против
гностиков', 'Эннеады', II 9). Поэтому мы здесь имеем дело с необычной
тенденцией, в дальнейшем не получившей развития среди неоплатоников.
Отметим, однако, что, даже говоря о 'противобогах', автор не рассматривает
их в плане историософии, не превращает 'своеволие' в мировую драму.
111 Можно предположить, что здесь имеются в виду христиане,
поскольку для последних прорицания, осуществляемые язычниками,--дело рук
дьявола.
112 Харон--перевозчик теней (душ) умерших через Стикс, реку,
разграничивающую земли живых и мертвых. Хароновы пропасти -- 'входы' в Аид.
113 Т. е. те 'элементарные' силы, чье действие
распространено по всему Космосу (как действие 'дыхания' Хароновых
пропастей). Поскольку они совершенно лишены разума и самостоятельности,
человек способен ими управлять.
114 Древняя идея метемпсихоза в платонизме приобретает
'кармический' характер: согласно этой идее, нынешняя судьба человека
оказывается в значительной степени предопределенной его поступками в прошлых
жизнях (см. трактат Плутарха 'Почему божество медлит с воздаянием?',
полностью посвященный этому вопросу).
115 На уровне единичного происходит разделение на деятеля и
воспринимающего действие, причем каждое 'отдельное' существо выступает и как
первое, и как второе.
115 См.: Платон. Тимей, З0Ь.
117 Т. е. духа, привязанного к материальному (влага как
'древнейшая' из материальных субстанций рассматривалась, например, Фалесом).
Со времен Гераклита 'влажность'-- образное выражение несовершенства души.
(стр.262)
118 Имеется в виду теория гравитации-левитации,
разработанная Аристотелем и основанная