будут вспоминать, как они
пели перед публикой. Для вас это, может быть, ничего не значит, но для них
это событие; если вы войдете в сердце этих детей, то увидите, что это
событие. И вы теперь должны их поддерживать -- говорить им, что это было
великолепно, что у нас есть потребность их слушать, и что они должны
научиться петь еще и другие песни.
Надо пробуждать в детях желание показать себя наиболее способным в той
или иной сфере деятельности. Это наилучшее средство помешать им делать
какие-то глупости, терять время, разбазаривая его направо и налево. Никогда
не надо позволять детям быть неактивными. Часто для того, чтобы потребовать
от ребенка оставаться спокойным, ему говорят: 'Будь мудрым'. Но зачем путать
мудрость и
(87)
неподвижность? Не двигаться, ничего не делать -- это и есть мудрость? И
не удивляйтесь потом, если ребенок начинает ненавидеть мудрость, так как в
его голове она связана с неподвижностью, а он такой динамичный! Впрочем,
лучше не требовать от ребенка, чтобы он не двигался, а надо всегда давать
ему что-то делать, занимать его.
Вот почему родители должны принять, что их дети немного утомляются,
делая то, что от них требуют в школе или где-то в другом месте. У детей
такие ресурсы, такая сопротивляемость, что они тут же забывают об этой
усталости. С каждым подобным усилием формируется их характер, и это должно
радовать их отцов и матерей. Но если они говорят наоборот: 'О, бедный, не
надо его заставлять уставать', и стараются чтобы он избежал малейших усилий,
то делают его слабым, ленивым, неспособным, эгоистом. Вот она любовь и
педагогическая концепция взрослых! Посмотрите, разве ребята, взбирающиеся на
Скалу, чтобы присутствовать на восходе солнца, жалуются на усталость? Разве
они несчастливы, если им не дают оставаться в постели? Нет, они счастливы,
посмотрите на них! Родители должны признать, что они часто под предлогом не
допускать перегрузки детей поддерживают их слабости. Они должны изменить
(88)
свое поведение, иначе будут потом страдать всю свою жизнь, ибо сделали
из своих детей капризных эгоистов.
Я знаю многих родителей, совершивших эту ошибку и рвущих теперь на себе
волосы. Я им говорю: ' Это ваша беда. Очень рано надо учить детей вам
помогать: помыть тарелки, разложить на столе приборы, выполнять некоторые
простые задачи. Конечно, большинство работ для них трудно выполнимы: у них
недостаточно для этого ни сил, ни способностей. Но можно самим выполнять эти
работы так, чтобы дети это видели и говорить им: 'Попозже ты будешь это тоже
делать'. А пока есть много маленьких услуг, которые они могут уже выполнить.
Только родители не дают им возможности это сделать, так как им кажется более
легким самим все это побыстрее выполнить, чем показывать детям, как это
делать и наблюдать за ними. Но это не лучший метод воспитания, так как позже
дети уже не хотят делать то, что они должны были бы научиться делать, когда
они были совсем маленькими: их способности не были востребованы вовремя --
достаточно рано. Теперь родители напрасно будут говорить: 'Сделай это, надо
сделать то...' Ребенок не захочет, потому что будет слишком поздно.
Есть хорошие привычки, которые надо прививать детям, когда они еще
очень маленькие,
(89)
и потом эти привычки их не покинут. Однажды я встретил человека
несколько раз побывавшего в тюрьме за воровство, и он мне признался, что
даже в тюрьме утром и вечером он молился: это была привычка, привитая ему
отцом, когда он был маленький, и он уже не мог больше от нее избавиться. Я
его спросил: ' Вы молились утром и вечером и продолжали воровать? - А, это
совсем другое'. Для него молиться и воровать оказалось вполне совместимым.
Очевидно, было бы предпочтительнее, чтобы отец привил ему также привычку не
воровать!
Люди не отдают себе отчет в том, что такое сила привычки. Если ребенок
привык, что родители уступают его капризам, то это конец; позже, когда он