чтобы он страдал. Пусть
он имеет все, что хочет.' И, конечно, они портят своих детей этой слабостью.
Потом они не смогут уже ничего получить от своих детей, они увидят пред
собой палачей, которые накажут их, преподав родителям мучительные уроки в
результате их плохой педагогической концепции.
Но родители не верят мне, они думают, что я жесток. Но я не жесток, я
знаю некие маленькие
(93)
законы... На самом деле это великие законы. В прошлом таким образом
многие люди воспитывали своих детей, так как короли всегда имели в своем
дворце мудрецов-советников. Вот, например, совет, который могли бы дать эти
мудрецы: 'Ваше величество, у вас сын, которому судьбой предназначено
царствовать. Но будет ли он справедливым, честным, беспристрастным? Вот что
вы должны сделать: прежде чем ваш сын узнает, что он принц и что в будущем
он должен наследовать ваш троп, пошлите его в бедную семью, чтобы он видел,
как страдают и как борются люди, как они работают, чтобы заработать
маленький кусочек хлеба. И когда он вернется и взойдет на трон, он будет
управлять со всей справедливостью, с милосердием, с состраданием'. И
некоторые короли следуют этим советам.
В наши дни в богатых семьях не желают посылать детей к маленькому
хозяину в условия жесткие и трудные, где их дети может быть даже получат
несколько ударов. Они их посылают в великие столицы или в Швейцарию - в
наиболее известные пансионаты, где они встретятся с принцами и будут играть
в теннис, заниматься лыжами и плаванием. И когда их милый сын покидает это
заведение, его укутывают в шелка. Вот педагогическая концепция очень богатых
и очень 'разумных' людей!
(94)
Кстати, очень богатый отец не должен показывать этого своим детям,
потому что они будут слишком рассчитывать на свое будущее наследие и не
будут делать никаких усилий, чтобы работать и научиться выпутываться из всех
ситуаций самим: они поверят, что все их капризы, все их потребности в
удовольствиях будут удовлетворены -- они станут ленивыми, и это самый плохой
из всех возможных результат воспитания. Пусть родители оставляют по
возможности своих детей в неведении относительно тех богатств, которые их
ждут. Когда дети приобретут хорошие привычки работать, владеть собой --
тогда да, родители смогут рассказать им о фортуне, которую дети унаследуют
попозже, но не сейчас.
Впрочем, это как раз то, что делает Господь со всеми нами. Господь --
самый великий воспитатель, самый великий педагог. Он нам не показывает
тотчас же то наследство, которое нас ждет там, наверху, в небесных банках. И
тогда, поскольку мы считаем себя бедными и несчастными, мы трудимся. И,
наконец, когда с воплями и слезами мы достигаем уровня, чтобы быть
достойными нашего наследия, он нам показывает все сокровища, припасенные для
нас. И в этот момент мы понимаем мудрость Бога, который раньше нам не
открывал ничего. Посвященные, желающие работать как
(95)
Господь, также прячут очень многое от нас в наших же интересах как
учеников, чтобы мы развивались нормально.
Родители, желающие в будущем видеть своих детей на ответственных постах
в государстве, должны дать им воспитание, которое заставит их познать
сложности жизни, иначе как можно дать им понимание трудностей рабочих,
солдат, их будущих подчиненных? Люди в очень бедной среде воспитываются
работой, они существа понятливые и даже часто сочувствующие страданиями
окружающих, потому что они сами тоже страдали, тогда как другие скажут, как
королева Мария - Антуанетта: 'У них нет хлеба?... Ну тогда пусть они едят
булочки!' Она, конечно, не могла понять бедных.
(96)
VIII
ГОТОВИТЬ ДЕТЕЙ К ИХ БУДУЩЕЙ ЖИЗНИ ВЗРОСЛЫХ
Я хорошо знаю, что философские проблемы -- не для обсуждения в кругу
присутствующих здесь детей и подростков. Они прежде всего интересуются