как бы под хлороформом. Это не люди,
занимающие Хорошее положение в жизни, давшие что-то значительное для
человечества. Посмотрите, о Чем говорят, чем занимаются все те, кто не Может
пожаловаться на недостаток чего бы то ни было! Пустяками. Идиотством...
Кто-то скажет: 'Но все эти хорошо оборудованные школы очень полезны,
наши дети станут
(137)
инженерами, техниками'. Да, согласен, они станут такими, как вы хотите.
Но счастье человечества абсолютно не зависит от технического прогресса, от
комфорта, от скорости. Я не против прогресса. Но надо знать, в каком
направлении он идет. В настоящее время люди интересуются только материальным
прогрессом, как если бы не существовало множества других сфер, в которых они
тоже должны прогрессировать. Я абсолютно согласен с необходимостью
прогресса, но каков этот прогресс. Несмотря на все технические улучшения,
которые реализованы, жизнь не улучшилась: люди не стали более счастливыми,
более спокойными, более светящимися..., ни улучшили даже здоровье!
В своем похвальном, конечно, желании улучшить внешнюю сторону жизни,
люди забыли о внутренней стороне, о характере. Учителя, профессора и даже
родители думали, что достаточно дать детям самые лучшие книги, самые
совершенные материалы, но, к сожалению, это не дало хороших результатов.
Многое, конечно, дают себе в этом отчет. Они хорошо видят, что несмотря на
все улучшения внешней стороны жизни и на все выговоры и наказания, дети не
улучшаются. Скорее наоборот. Почему? Потому что перед ними нет живого
примера.
Чтобы получить хорошие результаты, надо чтобы педагоги, воспитатели
были живыми
(137)
примерами. И поскольку первыми воспитателями являются родители, если
родители губят свое призвание, если они дают советы, а делают наоборот, дети
начинают замечать, что что-то здесь не так. И в этот момент не только
родители теряют свой авторитет, но и дети начинают следовать их примеру --
они верят, что существует две истины: первая для других, а вторая для себя и
что можно делать все, что вы хотите при условии сохранить лицо.
Следовательно, все действуют таким образом, чтобы стать способными
обманывать, мошенничать, ибо такой пример они имели перед глазами.
В настоящее время большинство педагогов -- интеллектуалы, не имеющие
истинного профессионального призвания: они прочитали книги, давшие им некие
поверхностные знания, но в глубине в них нет педагогической жилки. Истинный
педагог должен родиться педагогом. И только его присутствия, его взгляда,
его эманации уже достаточно для воспитания детей. В истории известны и
мужчины, и женщины, родившиеся с такой любовью, с таким нравственным
качеством, которое влияет на детей. Так как дети чувствительны, они, как
животные, издалека чувствуют хозяин вы или нет. Посмотрите на лошадь. Если
всадник трус, лошадь это чувствует и отправляет его на землю... В другом
(138)
случае она подчиняется. И дети также обладают этой естественной
интуицией.
Все больше и чаще можно видеть, однако, профессоров и учителей,
предлагающих свои педагогические методы, но через некоторое время они
поймут, что для того, чтобы воспитывать молодежь, надо быть самим
безгрешными, иначе невозможно хорошее влияние на детей. И почему происходит
таким образом? Дети, я вам уже это сказал, обладают нюхом животных, их
суждения обычно непогрешимы, непреложны. Я не опасаюсь суждения взрослых. Но
я боюсь суждения детей, так как это ужасно. Мнение детей очень важно для
меня, потому что они видят, чувствуют, они чуют истину.
Когда я был учеником колледжа в Варнах, а это было во время войны 14-18
годов, большинство наших учителей должны были отправиться на фронт, и у нас
появлялись, следовательно, заменяющие их, приходившие на некоторое время,
чтобы нас чему-то учить. В течение одного года мы имели одного за другим