детей, и я могу только
сказать, как я это делаю: в Болгарии, где я был учителем а затем директором
колледжа, я видел результаты, какие приносят любовь и терпение при работе с
детьми. В результате того, что дети обо мне рассказывали,
(152)
их родители приходили меня поблагодарить, приносили мне подарки, с
которыми я даже не знал, что делать! И когда я уезжал во Францию, все пришли
меня провожать на вокзал и они плакали!... Я никогда не смогу этого забыть.
И я часто думаю об этих детях, многие из которых, наверное, уже стали
дедушками и бабушками!
Если педагоги сознательно думают о том, как внедрить духовные элементы
в сердце и душу ребенка и как затем эти элементы будут действовать, то вся
жизнь этих детей будет напоминать об этих педагогах, работавших ради них.
При современном состоянии в школах дети даже не вспоминают своих учителей и
своих профессоров, а если и вспоминают через несколько лет, то почти всегда
чтобы посмеяться над ними и позлословить на их счет. Работа педагогов,
следовательно, не имела никакого смысла, ибо не содержала ни света, ни
сознания, ни любви.
Когда любят детей, то не устают, потому что нервная система остается
нетронутой. Но уберите любовь, уберите терпение, уберите веру в то, что вы
преуспеете, что вы приобретете друзей, которые всю жизнь будут вас
вспоминать -- и вы пропали. Особенно, когда дети еще очень маленькие, то,
любя их, вы привлечете на свою сторону их ангелов-хранителей. Каждый
(153)
ребенок имеет своего ангела-хранителя, занимающегося им, наблюдающего
за ним, желающего его воспитать; но часто он встречает большие трудности,
потому что этот ребенок подвержен другим влияниям. Ангел-хранитель наблюдает
за ним, заботится о нем, но он не может сделать все. Вот почему он так
счастлив, когда видит кого-то, кто помогает ребенку, и он его вознаграждает.
Итак, вашей хорошей работой вы не только привлекаете детей и родителей на
свою сторону, потому что дети все рассказывают своим родителям о своих
учителях и профессорах, но вы привлекаете на свою сторону и ангела-хранителя
детей. Разве не стоит делать подобные усилия, вместо того, чтобы думать о
том, как бы поскорее избавиться от детей? В этом случае лучше не быть
педагогом -- надо менять свою профессию.
Итак, есть методы, которые надо знать, чтобы работать с детьми. Иначе,
лучше не думать о детях -- думайте о себе. Чтобы не оказаться при работе с
детьми изнуренным, потерпевшим крушение -- старайтесь быть более спокойным,
более терпеливым, более внимательным, и вы сэкономите много энергии. Иначе
вы будете всегда нервным, всегда напряженным, и кончите тем, что заболеете,
Много учителей и профессоров проводят свое время, ругая детей, потому
что им не удается
(154)
их изменить. Но какими совершенствами обладают они сами, чтобы иметь
возможности изменить детей. Большинство педагогов столь ординарны, столь
посредственны, как могут они претендовать на успехи в воспитании детей. Это
же не их призвание. Некоторые созданы, чтобы быть мясниками. А они желают
стать воспитателями! Они никогда не задумывались, что задача педагогов
заключается в том, чтобы работать над душой и духом детей и могуществом
любви внедрить в них нечто божественное. В каких университетах учат будущих
педагогов могуществу любви..., тому, что именно любовь преобразует,
воспитывает, улучшает?
Я всегда говорил, что наилучшая профессия, самая благородная профессия
-- это профессия воспитателя-педагога. Очевидно, не все с этим согласны.
Большинство совсем не принимает во внимание эту профессию. Быть физиком,
адвокатом, врачом -- это стоит труда. Тогда как учителей и даже профессоров
немножко презирают. Заниматься детьми -- что это такое? Почти ничего. А вот
как раз эта профессия самая важная, самая значительная. Воспитывать детей --
это божественная работа! Вот почему я всегда говорил, что придет эпоха,