абстрактным инстинктом, видящимся многим чем-то вроде
слепого зова предков, с позиции духовных знаний может рассматриваться
как реальная онтогенетическая взаимосвязь без всякого углубления в фи-
зиологию и филогенетическое дерево. На мой взгляд и само стремление
животных к размножению можно и нужно объяснять лишь как стремление
всего живого к новому, к новым чувствам и переживаниям. А так как но-
вым и стремлением к нему изобилует молодость и ни то, и ни другое ей
не чуждо, то и спаривания происходят в периоды, когда организмы моло-
ды. А то, что вынашивания потомства заканчиваются в период, наиболее
благоприятный для его дальнейшей внеутробной жизни при первоначальной
слабости организма - это можно, и по-моему нужно, объяснять зависи-
мостью и параллельным протеканием внутренних биохимических процессов в
организме животного и изменением условий окружающей животное среды.
Такой подход к жизни животных несколько переворачивает утверждение
Маркса -'бытие определяет сознание' в обратно противоположное -созна-
ние определяет бытие. Какой же подход правильный? Без сомнения тот,
который не противоречит жизни. Величайшая личность Индии -Шри Ауробин-
до говорил, что сначала надо разобраться в том, что такое объективный
взгляд на вещи. 'Не значит ли то, что при объективном подходе к изуча-
емому явлению его сущность от нас ускользнет без нашего в нее проник-
новения?' Но 'все есть Брахман'. Истина, без сомнения, показывается
при использовании обоих утверждений. На мой взгляд, официальная наука
выступает в роли плохого судьи, приписывая животным то слишком много,
то слишком мало сознания, то лишая их его вообще, заменяя его словом
инстинкт в необъяснимых случаях. Или теософа, который, запутываясь в
вопросах мироздания говорит 'так угодно Богу', имея о Нем такое же
смутное представление, каким часто является представление людей об
инстинкте. Я имею в виду не словесную формулировку, а четкий зритель-
ный образ и понимание механизмов его действия. Также я согласен, что
не важно, как называть это явление - сознание, Бог или инстинкт, важ-
но, чтобы умное или высокое его звучание не прикрывало действительного
незнания явления и не вносило каши в умы людей, благодаря авторитету
говорящей их личности. А слово ' инстинкт' зачастую это делает.
Наблюдателю - материалисту в любой точке Вселенной будет ка-
заться, что все планеты разлетаются от него в разные стороны. Для ок-
культиста же он сам - центр Вселенной. Сознание животных сродни созна-
нию оккультиста - я не знаю ничего потому, что знаю все. Покой мысли,
умиротворенность и самососредоточенность ( состояние постоянной меди-
тации) дают животному возможность прямого знания - инсайта - того са-
мого, на достижение которого направлена сегодня психологическая наука.
То, что у животных отсутствует вторая сигнальная система, современая
наука рассматривает как более низкую ступень эволюции. Едва ли. Спо-
собность обмениваться информацией в пределах вида и получать информа-
цию у своих симбионтов у животных намного совершенней, чем у человека.
По-моему, Бог в легенде о вавилонском столпотворении достиг своей цели
и человек в своем стремлении к совершенству опять сейчас пришел и при-
ходит к тому, чему он был лишен - пониманию друг друга без языка. Ведь
самая современная наука - парапсихология - именно об этом. Что касает-
ся человеческого ума, присутствие которого якобы превозносит человека
над животным миром, то здесь видно полное соответствие словам китайс-
кого мудреца Лао-Цзы: 'от бешеных охот дичает ум', и 'острота ума по-
рождает великое коварство'. Как не коварством можно назвать опыты уче-
ных над животными, когда мир постичь можно, и по утверждению же
Лао-Цзы, не выходя со двора. И именно как мудрец поступает каждое жи-
вотное 'тварный мир препоручив природе - он (оно) не вмешивается в не-
го'. И именно это позволяет вроде бы низшим по разуму животным быть с
природой в гармонии и не нарушать ее экологического баланса и быть со-
вершенными духовно и физически и счастливыми в отличие от умного, дея-
тельного и ищущего человека. В своей недавно выпущенной 2 - х томной
книге ' Причуды природы ' известный зоолог И.Акимушкин назвал бездум-
ность гусениц, движущихся паровозиком в поисках пищи, уцепившись уси-
ками за задние усики впереди идущих -ползущих, слепым инстинктом, мо-
тивируя это тем, что при эксперименте, поставив живую цепь на край ва-
зы и замкнув