-- Но я же не принимаю в партию, Аня, -- возразил я еще
раз.
-- Не волнуйся, директор, я не сомневаюсь, что в партию ты
не принимаешь. Речь идет о другом. Мне приходится существовать,
а не жить полной духовной жизнью, третий год я уже на заводе,
здесь, на бетонном -- лаборанткой! Рабочих в партию принимают с
меньшими лимитами. Через месяц заседание парткома: будет
решаться и мой вопрос о переводе из кандидатов...
-- Но я не влиятельный человек на заводе, Аня.
-- То, что ты не влиятельный, я знаю... Но начинаю
понимать, что ты еще вдобавок и нетерпеливый!
-- Извини, слушаю дальше, -- определился я.
-- Все бы хорошо, -- продолжала Аня, -- но у меня есть,
так сказать, партийное задание, сколотить художественную
агитбригаду на заводе -- тогда переведут в члены!
-- Ну, хорошо, а чем я могу быть тебе полезен в этой
ситуации?
-- Как тебя зовут? -- вот уж совсем неожиданно спросила
меня Аня.
-- Сережа, -- ответил я с тем удивлением, что ведь до сего
момента она, действительно, не знала моего имени...
-- Сережа, -- жалобно обратилась ко мне Аня, --
агитбригаду я уже сколотила, но у меня во время ее выступления
согласно сценарию из парткома, рефреном демонстрируются кадры
одного документального фильма, а наша киноустановка,
передвижная...
-- 'Украина', что ль? -- спросил я, начиная понимать, в
чем дело.
-- Да, кажется, 'Украина', -- ответила Аня. -- Она
поломалась. У тебя в кинотеатре -- есть такая установка, мне
подсказали в парткоме.
-- Есть, -- покровительственно подтвердил я.
-- Выручи, Сережа. Мне нужна она будет только два раза:
показать выступление представителям парткома и отстреляться на
отраслевом смотре художественной самодеятельности.
-- Хорошо, -- обрадовался я. Представлялась возможность
продолжить наше знакомство!.. И я протянул Ане чистый лист
бумаги и ручку. -- Вот, -- предложил я, -- напиши, куда и когда
надо будет привезти установку.
Я провожал Аню. На ступеньках кинотеатра мы остановились.
-- Вот что, Сережа, -- вдохновилась она, -- поскольку мы с
тобой волею судьбы еще не раз встретимся, дам-ка я тебе
почитать сборник рассказов. Они написаны одним очень близким
мне человеком. Это вот, -- она вытащила из своей сумочки
книжицу небольшого формата в красном переплете и по-дала ее
мне, -- держи, они никогда не были официально опубликованы,
всего лишь отпечатаны на пишущей машинке!
Я бегло пролистал ее.
-- Спасибо, почитаю, -- сказал я.
Мы попрощались. Девушка решительно спустилась по
ступенькам кинотеатра и направилась через площадь к
троллейбусной остановке.
Я следил за ней озадаченным взглядом и чувствовал себя
снова неким загустевшим существом. Но обнаружил себя стоящим с
книжкой под мышкой когда мимо меня по ступенькам поднималась с
заплаканными глазами, причитая на ходу, уборщица Лидия
Ивановна.
-- О, Господи! Горе-то, Сергей Александрович, --
обратилась она ко мне. -- А я вечером хотела 'горько' кричать,
у Наталки... Кровоизлияние в мозг! В больнице теперь,
бедненькая... Господи! Чем кончится-то все это? Помоги ей,
Бог!.. Невестушка, а свадьбы не вышло...
В тот же день
В тот же день, в день, как я буду понимать позже, --
начала великого пути Посвящения, -- в день беды на площади,
стало по иному высвечиваться не только личное, но и мое
общественное, служебное...
-- Сергей Александрович! -- окликнул меня в малом фойе
киномеханик Палыч, -- до каких пор это будет продолжаться?!
-- Что случилось? -- опешил я перед подобным тоном. Раньше
Палыч никогда еще не позволял себе, по крайней мере со мной,
так себя вести...
-- Где ваш художник?! -- прокричал требовательно Палыч и
состроил мне мерзкую гримасу.
-- Во-первых, Палыч, я не шестилетний мальчик и не надо на
меня кричать. Во-вторых, зачем он, художник, вам вдруг так
скоропалительно понадобился? И, в-третьих, это вовсе не мой
художник, а художник нашего кинотеатра! -- я немного разозлился
на последней фразе, а Палыч этого словно ожидал, как добычу!
-- Нашего, вашего, -- вы директор, вы и отвечать будете!
-- Перед кем и за что? -- возмутился я.
-- На завтрашний день, да будет вам известно -- рекламы
нет!
-- Как нет?! -- удивился я.