кто будет иметь запас таковых.
Вот почему, ты видишь, левая рука Мага согнута в локте,
это готовность использовать скрытую силу свою!
Смотри! Одежда Победителя; как она прекрасна! У нее цвет
самой юности! Твое сердце навсегда должно остаться юным,
по-люби всех детей, и ты должен видеть во всем прежде всего
только хорошее, потому что если и придет огорчение
разочарованности, то оно не в силах будет окончательно
притупить увиденное совершенство!
Я молчал и беспрекословно слушал, внимая Ивану всем своим
состоянием, присутствием здесь, во Вселенском Пространстве...
-- Великий Победитель, -- продолжал Иван. -- Это брат наш,
старший...
И еще: знай, что любые препятствия, какие бы они сложные
ни были, они не преграждают путь твой, а наоборот, --
показывают путь твой, выявляют тебе наглядно, насколько ты еще
несовершенен и что значит: не пришла твоя пора Победить их!
Но чем выше ты будешь подниматься к себе, тем меньше
препятствия будут мешать тебе в совершенстве!
Ты видишь кожаный пояс у Победителя? -- спросил властно
Иван.
-- Да, -- покорно ответил я.
-- Это символ остатка оков, некогда владевших Победителем,
но теперь они подчинены ему. Они не мешают, но отделяют его
низшие начала от высших!
А видишь эту золотую змею на голове Мага? -- снова спросил
меня Иван.
-- Вижу, -- так же покорно ответил я.
-- Это -- совершенство и завершенность всего: большого и
малого.
И вот еще что: знай, что ты будешь непобедим, если будешь
замкнут! Абсолютная замкнутость -- это слияние с вечностью.
Живи небом, но помни о земле.
Присмотрись: все вещи Победителя вне его самого: чаша,
сикл, меч на каменном столе в стороне.
-- Да, -- подтвердил я.
-- Только жезл Маг держит высоко в руке -- это символ его
власти!..
-- Я понял, -- подтвердил я.
-- Учись у Победителя! -- сказал хладнокровно Иван.
И тут я увидел и поразился необычному; вместо лица Ивана у
Ивана вспыхнуло лицо, точно проявилось, как и та, обратная
сторона монеты на каменном столе Мага, лицо другого человека,
совершенно незнакомого мне!
'Владимир Шмаков!..' -- промелькнуло у меня в голове и
призрачно удалилось и погасло.
Снова лицо Ивана приняло свои прежние черты...
-- Иван! -- окликнул я учителя.
-- Что? -- отозвался он.
-- Неужели надо отказаться от всего? -- спросил я с ноткой
надежды в голосе.
-- Да. Абсолютно от всего! -- подтвердил решительно он.
-- А Вера? -- спросил я.
-- Что -- Вера?
-- Вера какая-то должна же остаться?
-- Нет. Ничего святого не должно быть!
-- Как же это?
-- Прочь все идеалы! Все нелепые привязанности к атрибутам
любой Веры и к ней самой, к родственникам любого земного ранга,
прочь -- все любимое, близкое и дорогое, приятное и неприятное,
злое и доброе!..
-- Как же так?
-- Прочь, это прежде всего, отношение ко всему на свете
без обратной связи! -- сказал Иван.
-- Как? -- спросил озадаченно я.
-- Не анализируй! -- воскликнул учитель. -- Все встречай
без чувственных отношений. Воспринимай, совершенно не отражая
мира, и ты перестанешь быть чьим-то зеркалом, и тогда ты
увидишь себя повсюду.
-- С чего начать?
-- С самого близкого и дорогого!
Я задумался.
Действительно, много у меня дорогого...
-- Тут, -- сказал Иван, -- и кроется философский камень
преткновения! Попробуй откажись от всего, когда вокруг весь
мир, -- это ты, потому что привязан ты к нему и не мыслишь себя
вне него, может случиться так, что откажешься ото всего и тебя
не станет! Вовсе не станет на свете, ибо тебя и не было как
личности: ты был в родственниках, в предметах и прочем, а без
них -- испарился, исчез навсегда! Вот почему важно воспитать в
себе личность, свое неповторимое, и тогда это неповторимое
способно будет отказаться от всего остального и остаться только
само, как оно есть, вот что такое -- бессмертие!
Безличностный профан не в силах отказаться буквально ото
вcего, потому что некому отказаться, его нет, профана,
понимаешь эту истину? -- спросил меня холодно Иван.
-- Да. -- покорно и уверенно сказал я, и мурашки пробежали
у меня по всему телу.
-- И вот, -- сказал после короткой паузы Иван, -- пример
тебе: евреи, -- а я тоже еврей, -- дети Бога, библия тому
свидетель! У