теоретическая, освещающая общую теорию «двойника» и приводящая ряд древних и более современных случаев, которые могли бы рассматриваться как примеры его проявления. Вторая часть — экспериментальная, касающаяся случаев, когда астральное тело проецируется явно, в то время как субъект находится в глубоком магнетическом трансе. Некоторая часть этого материала представляет значительный интерес и замечательным образом совпадает с опытами, описанными м-ром Мульдоном.
«Субъект, подвергающийся эксперименту, находится в постоянном взаимодействии с «двойником» через посредство флюидического шнура, способного вытягиваться… Обычно он цилиндрической формы, но иногда также может проявляться в виде ленты… Что касается внешнего обличья призрака, то оно представляется в виде флюидического газа». Различные впечатления чувств передаются телу посредством астрального шнура. Важен вопрос и о температуре: обилие света сказывается на астральном теле неблагоприятным образом. Опыты с динамометром показали, что мускульная энергия субъекта после проекции всегда больше, чем до нее. И наоборот, температура руки, особенно правой, почти неизменно падает в результате подобного эксперимента. Одна глава посвящена влиянию призрака на двойника другого субъекта (оба находились в «проекции» в одно время) и на физическое тело- другого лица. В обоих случаях достигнуты некоторые положительные результаты. Затем на некотором расстоянии от субъекта были поставлены экраны из сернистого кальция и ему было предложено приблизиться к тому или другому экрану. Когда он это сделал, экран осветился. Степень свечения зависела от близости нахождения астрального тела. Некоторый успех также наблюдается в физических передвижениях предметов и стуках и в движении стрелки стенометра на расстоянии от субъекта, находящегося в трансе, — проецированным астральным телом. Последняя глава рассматривает ряд попыток сфотографировать астральное тело и различные жизненные излучения, испускаемые им или физическим телом. М-р Дюрвиль заключил свою книгу следующим образом:
Проекция астрального тела есть предельный факт, который можно продемонстрировать с помощью прямого эксперимента. Это демонстрирует и то, что живая сила независима от материи и что наша индивидуальность состоит из физического тела и разумной души, а также жизненной связи, астрального тела.
Так как призрак может существовать и действовать отдельно от физического тела, он может также существовать и после смерти, бессмертие — это факт, который таким же образом доказывается наукой.
Эта, по-видимому, малоизвестная работа м-ра Дюрвиля изобилует интересным материалом, и если бы можно было быть уверенным, что все полученные результаты научно точны, она бы представляла труд первостепенного значения. Следует отметить, что многие из открытий удивительно совпадают с открытиями м-ра Мульдона. Некоторые критические материалы-комментарии относительно них находятся в данной книге.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ ОЛИВЕРА ФОКСА
Единственный подробный, научный и исходящий из первых рук отчет о серии сознательных и произвольно контролируемых астральных проекций, с которыми я когда-либо встречался, находится в статьях О. Фокса, опубликованных в 1920 году. Эти статьи были названы соответственно «Путь через шишковидную железу» и «За входом через шишковидную железу» и описывают личные переживания автора. Я постараюсь очень кратко их суммировать, процитировав несколько особо интересных абзацев дословно.
Весьма логично м-р Фокс начинает с того, что непосредственно представляет читателю две альтернативные теории, которые можно выдвинуть для объяснения его опыта: а) исключительно яркие сновидения; б) реальные проекции. Которая из двух является верным объяснением? М-р Фокс согласен с тем, что объективно последнюю теорию обосновать исключительно трудно, и поэтому думает, что разумнее ограничиться описанием своих собственных переживаний и изложением своих собственных методов в надежде, что другие, возможно, достигнут таких же результатов, следуя его советам, доказав тем самым для себя реальность астральной проекции. Первый шаг, как говорит м-р Фокс, состоит в том, чтобы приобрести определенный контроль над сновидениями (но не тот вид контроля, о котором говорится в данной книге). Он состоит в том, чтобы приобрести, наблюдая какое-то несоответствие или анахронизм, сознание того, что вы видите сон.
Я цитирую м-ра Фокса: «Восемнадцать лет назад, когда я был студентом технического колледжа, один сон заставил меня начать исследования. Мне просто приснилось, что я стою снаружи своего