тела, все остальное естественно встает на свое месте и является именно тем, что и должно произойти при подобных обстоятельствах.
ТРУДНОСТЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
Конечно, можно ответить так: «Очень хорошо, если реальность астрального тела будет однажды установлена. Проглотив верблюда, ничего не стоит проглотить и комара». И доказательства существования астрального или эфирного тела постоянно накапливается — совершенно независимо от случаев сознательной проекции или произвольной. Первое, что поразило начинающих исследователей Общества психических исследований, было огромное число привидений, появлявшихся во время смерти человека. Результаты первого опроса, опубликованного в «Призраке живых» и второго, более обширного, подтвердили мнение, что такое совпадение более чем случайно, ибо между смертью человека и привидением, «двойником», была определенная причинная связь. Совершенно естественно, что была сделана попытка объяснить большинство таких случаев «телепатическими галлюцинациями». Однако все они не могли быть объяснены так легко.
Доказательства объективности некоторых призраков оказались настолько сильными, что м-р Эндрю Лэнг был вынужден написать в книге «Улица Кок-Лейн и здравый смысл»: «Некоторые привидения есть «призраки» — реальные объективные сущности, заполняющие пространство». И можно сказать, что число таких доказательств значительно увеличилось за последние годы — совершенно независимо от «материализации» и подобных проявлений. К сожалению, у нас сейчас нет времени углубляться в этот вопрос. Поэтому можно с достаточной уверенностью утверждать, что доказательства существования какого-то «астрального тела» постоянно накапливались в результате наших психических исследований и что теперь эти доказательства очень значительны. Едва ли следует говорить, что если бы они были окончательно приняты, это помогло бы нам легко объяснить большое число других ставящих в тупик явлений — привидения, увиденные несколькими людьми одновременно, психические фотографии, ясновидение и так далее, а также (предполагая, что такое тело способно изредка двигать материальные предметы или влиять на них) стуки, телекинез, «домашние духи» и другие физические явления.
Абсолютно независимо от подобных второстепенных доказательств всегда существовали отдельные люди, которые утверждали, что могут по желанию оставлять свое физическое тело и путешествовать в так называемом астральном теле в течение того или иного промежутка времени. Трудность всегда состояла в том, чтобы найти доказательства подобным претензиям. Действительно, это и является самым трудным, если принять во внимание тот факт, что опыт должен быть обязательно субъективным, и даже то, найдены ли в этой книге достаточные доказательства, подлежит сомнению. Тем не менее в этом отношении была сделана попытка, и особые инструкции, возможно, помогут другим проецировать свое астральное тело, что послужит наилучшим средством доказательства подлинности сказанного.
Если ряд людей (здравомыслящих в других отношениях) выступит с утверждением, что им также удается произвольная проекция астрального тела, этот вопрос сразу примет другой оборот.
В настоящей книге м-р Мульдон рассмотрел как сны падения, так и сны летания, выдвинув оригинальное положение о том, что многие из них являются результатом фактических движений астрального тела. Конечно, м-р Мульдон готов в числе первых признать, что большинство подобных сновидений имеет обоснованные психологические и даже физиологические причины, например, «иллюзия левитации», производимая часто физиологическими механизмами. Я не могу не отметить интересные статьи м-ра Лидьярда X. Хортона, которые появились в журнале «Парапсихология» (апрель 1916-го, июнь 1918-го, август 1919-го), в которых он попытался доказать, что подобные иллюзии левитации могут быть вызваны даже без сна! Он заставил нескольких субъектов лечь на кровать или кушетку и полностью расслабиться (успех эксперимента полностью зависит от степени расслабления). Если пациент может достичь такого полного расслабления мышечной системы, не впадая при этом в сон, он будет часто испытывать «иллюзию левитации».
Типичным примером подобного рода может служить следующее явление. «Один из пациентов вскочил со стула и боялся продолжать эксперимент, настолько реальным было его ощущение парящего движения. Другая, на этот раз женщина, ухватилась за стул в мгновенном ощущении, что она улетает, двое других рассказывали, что они чувствовали себя будто бы подхваченными волной, но что их разум заверил их, что этого не может