его в результате удара по голове, нервного потрясения, головокружения, злоупотребления спиртным или передозировки наркотиков, анестезии, сна или смерти? Можно ли сравнивать знание с неким магнитным полем, исчезающим, как только электромагнит отключают от сети? Если так, то можно ли менясть силу сознания, оказывая влияние на создающий его «электрический ток»? Возможно, человек умеет делать это, хотя и не понимает, как именно. Итак, можно ли управлять подобными действиями, если такие предположения верны? Задавать такие вопросы довольно легко, но все они только ведут к новым вопросам без ответа, Вскоре мы начали понимать, что в наборе доступных сведений зияет огромный провал. Нам нужны были какие-то опорные точки, подсказывающие верное направление исследований.
Мы на время отложили поиск материалистических объяснеий и переместились к противоположному краю этой оси. Быть может, сознание продолжает существовать и после отключения тока? Мы немедленно принялись искать соответствующие примеры. Проблема заключается в том, что во внетелесном состояии человек одновременно лишается сознания и не теряет его, о память и ухудшается, и обостряется, одни органы чувств юдолжают действовать, а другие полностью отключаются. По меньшей мере можно утверждать, что в таком состоянии сознание человека отличается от того, что принято называть обычным, - именно по этой причине недостоверным считает-ся и само состояние. Одно из традиционных направлений придерживается той точки зрения, что человек лишается сознания в обычном понимании этого слова, если не способен управлять своим материальным телом или откликаться на внешние раздражения. С друтой стороны, можно говорить, что человек лишился сознания, если он не может поддерживать общение по его современным стандартам. Однако известно множество случаев комы, во время которой люди оставались в сознании, хотя и теряли способность к физическому общению.
Чтобы объяснить многочисленные физические функции, осуществляемые без сознательных усилий (или просто избавиться от проблемы поверхностым объяыением), нашей культуре пришлось выдумать понятие «бессознательное». К нему относятся автономные и подсознательные механизмы, деятельность различных органов тела и, помимо прочего, сон. Любое действие, которым человек не в состоянии управлять сознательно, не относится к сознанию. В начале бО-х годов в Институте Монро начались не только исторические исследования различных аспектов сознания, но и изучение самих внетелесных переживаний, испытанных мною и другими людьми. Выяснилось, что многие ВТП были связаны с состоянием сна и потому всегда считались обычными сновидениями - хотя на самом деле им не были свойственны те расплывчатость и недостоверность, какие присущи снам. В друтих случаях непроизвольные ВТП происходили под наркозом во время хирургических операций: пациент внезапно обна- руживал себя висящим в шести-восьми футах над операционным столом, а впоследствии очень точно описывал все, что видел и слышал, когда находился в таком выгодном для наблюдения положении, хотя с физической точки зрения это просто невозможно. Подобные события случались ‘довольно часто, но о них почти никогда не распространялись. Неожиданные ВТП происходят и при потере сознания, вызванной несчастными случаями или травмами. В большинс-тве случаев их относят к категории причуд психики и выбрасы-вают из головы как обычные странности, нечто такое, чего на самом деле не было. Наша система представлений не позволяет допустить их реальность.
Одни из самых поразительных непроизвольных ВТП часто называют околосмертными переживаниями. Они тоже проис-ходят довольно часто, обычно под наркозом, во время хирур-гических вмешательств. В большинстве случаев эти события полностью меняли систему представлений пациентов - те пе-реходили к подлинно Иному Мировосприятию. Они постигали не только то, что представляют собой нечто большее, чем мате-риальное тело, но и без тени сомнений знали, что после физи-ческой смерти жизнь продолжается.
История человечества изобилует указаниями на то, что мы называем сейчас внетелесными переживаниями. Ссылки на них вошли даже в наш язык. Мы говорим: «выйти из себя», квыжить из ума», «провалиться в сон», «падать в обморок». Один из немногих за последнее десятилетие соответствующих вопросов показал, что каждый четвертый гражданин Соединен-ных Штатов может припомнить хотя бы один случай непроиз-вольного внетелесного переживания.
Если вы задумывались о них, то, быть может, относитесь к числу таких людей. Сохранились ли у вас воспоминания