достичь этого уровня.
Эти три тонких ментальных энергии представлены в типах поведения, которые могут быть
исправлены и улучшены духовной практикой (такой, как йога). Аюрведический врач (вайдья)
может помочь в таком изменении поведения. Он знаком с функционированием этих качеств
(саттва, раджас и тамас), и он может определить, какое качество преобладает в личности,
наблюдая за поведением и диетой пациента. Употребляя эти практические ключи, он может
помочь пациенту придти к более уравновешенному образу жизни в психическом и физическом
аспектах.
Глава 4. Процесс болезни
Здоровье - это порядок, болезнь - расстройство порядка. В теле постоянно существует
взаимодействие между порядком и беспорядком. Мудрый человек учится тому, как быть
полностью осведомленным о беспорядке в своем теле и как приступить к восстановлению
порядка. Он понимает, что порядок неотъемлем от беспорядка и что возвращение к здоровью
также возможно.
Внутренняя среда в теле постоянно реагирует на внешнюю среду. Когда эти две среды
выходят из равновесия, получается беспорядок. Чтобы изменить внутреннюю среду и привести ее
в равновесие с внешним окружением, человек должен понять как происходит процесс болезни.
Аюрведа дает такое объяснение болезни, которое делает возможным восстановление порядка и
здоровья из беспорядка и болезни.
В Аюрведе концепция здоровья основана на понимании болезни. В слове 'дискомфорт'
'дис' означает 'лишение', 'комфорт' означает 'удобство'. Поэтому перед обсуждением
дискомфорта мы должны понять значение комфорта, или здоровья. Уровень здоровья
поддерживается, когда: огонь пищеварения (агни) находится в равновесии, свойства тела (вата,
питта, капха) уравновешены, три продукта отходов (моча, фекалий и испарина) производятся на
нормальном уровне и находятся в балансе, чувства функционируют нормально, а тело, ум и
сознание действуют гармонично, как одно целое. Когда баланс в любой из этих систем нарушен,
начинается процесс болезни. Поскольку баланс вышеупомянутых элементов и функций
ответственен за природную сопротивляемость и иммунитет, то даже заразные болезни не могут
повлиять на личность, пребывающую в хорошем здравии. Таким образом, неустойчивость тела и
ума несут ответственность за физическую и психологическую боль и страдание.
Классификация болезни
Согласно Аюрведе, болезнь можно классифицировать по ее источнику: психологическому,
духовному, физическому. Кроме этого болезнь выявляется по месту ее проявления: сердце, легкие,
печень и т.д. Болезненный процесс может начаться в желудке или в кишечнике, но проявиться в
сердце или в легких. Таким образом, болезнь может проявиться не в том месте, где она возникла.
Болезни также классифицируются по причинным факторам и по телесным доша (вата, питта,
капха).
Предрасположенность к болезни
Индивидуальность конституции обуславливает предрасположенность к болезни. Например,
личности капха имеют определенную тенденцию к капха заболеваниям, которые могут
выражаться в повторяющихся приступах тонзиллита, воспаления пазух, бронхита и закупорки
легких. Аналогично, личности питта склонны к заболеваниям желчного пузыря и печени, язве
пищеварительного тракта, повышению кислотности, гастритам и воспалительным процессам.
Личности питта также страдают от кожных нарушений, таких, как крапивница и сыпь. Люди вата
очень чувствительны к болям в нижней части спины, артритам, ишиасам, параличам и невралгии.
Вата-болезни возникают в толстой кишке, питта болезни происходят в тонкой кишке, а капха
нарушения коренятся в желудке. Дисбаланс индивидуальных свойств организма в этих местах
создаст несомненные признаки и симптомы.
Дисбаланс, как причина болезни, может возникнуть в сознании в форме некоторых
негативных сведений, и это может затем проявиться в уме (где зерно болезни может лежать
глубоко в подсознании), приняв форму страха, гнева или привязанности, через ум эти эмоции
проявятся в теле. Подавленный страх будет причиной нарушений вата, гнев приведет к избытку
питта, а зависть, гордыня и привязанность ухудшат функции капха. Эти нарушения в тридоша