вневременная наука, и есть надежда, что все
изложенное здесь пригодится читателю во всех случаях его жизни.
Аюрведа говорит о восьми основных разделах медицины: педиатрии, гинекологии,
акушерстве, офтальмологии, геронтологии, отоларингологии (ухо, горло, нос), обычных
лекарствах и хирургии. Каждая из этих медицинских дисциплин рассматривается согласно теории
пяти элементов (эфир, воздух, огонь, вода, земля); теории тридоша, или трех составляющих тела;
семи дхату, или тканей тела; трех мала (моча, стул, пот) и триады жизни - тело, ум и духовное
сознание. Эти понятия полностью освещены во вступительной части.
Эта книга в основном излагает обычный взгляд Аюрведы, включающей и технику
исследований, и диагностику, и лечение, и содействие долголетию, употребление лекарственных
трав и другие аспекты, необходимые повседневно для поддержания здоровья.
Вместе с тем, интересующийся основами Аюрведы, как сокровищницы древнего знания, и
сегодня должен изучать писания таких аюрведических мудрецов, как хирург Сушрута, который
создал классический труд по хирургии более 2000 лет тому назад (Сушрута Самхита), а также
обращаться к трудам современных аюрведических врачей. Писания Сушруты содержат
впечатляющие предвидения многих аспектов современной медицины. Среди многого другого он
детально описал посмертное анатомирование и пластическую хирургию, что вошло в практику
лишь спустя века и является основой современной пластической хирургии. Сушрута
усовершенствовал технику скрепления поврежденных костей при помощи гвоздей, определил
жизненно важные точки тела - марма, которые связаны с жизненно важными органами. Внешняя
травма этих точек ведет к серьезным и даже фатальным последствиям. Среди многих других
открытий Сушрута изобрел особый метод кровопускания для исцеления болезней крови.
Из этого краткого вступления должно быть ясно, что мы можем многому научиться у
древних аюрведических учителей.
Мудрость Аюрведы записана на санскрите, древнем языке Индии. Поэтому автор иногда
применяет санскритские термины для объяснения обычных аюрведических понятий, не имеющих
эквивалента в английском языке. Каждое такое слово при первом появлении в тексте содержит
ясное и простое объяснение.
Это - первая книга автора, и он хочет выразить благодарность своим наставникам в
Аюрведе, особенно Вайдья Б. Н. Наналу, Тилакской Аюрведической школе медицины
Махавидхьялайя, где автор учился и позже был назначен там лектором и профессором медицины,
также Аюрведической школе Сетх Тарачанд Рамнатх, где автор получил практические навыки
врачевания и где он позже работал директором. Он также благодарит своих студентов и друзей,
чья любовь, сочувствие и поддержка вдохновили его написать эту книгу. Он также благодарит
читателя, который своей приверженностью к знаниям, своим постепенным возвышением откроет
себя науке Аюрведе в том ее виде, как она представлена на этих страницах.
Доктор Васант Лад. Санта Те, Нью Мексика. Январь 1984
Глава 1. История и философия
Аюрведа включает в себя не только науку, но также религию и философию. Мы
употребляем слово 'религия' для обозначения веры и дисциплины, способствующих такому
состоянию бытия, в котором двери восприятия открыты всем планам жизни. Все жизненное
путешествие рассматривается Аюрведой как священное. Слово 'философия' означает любовь к
истине; и по Аюрведе истина является бытием, чистым существованием, источником всей жизни.
Аюрведа является наукой об истине, как она выражена в жизни.
Вся аюрведическая литература основывается на философии творения Санкхья. (Слово
Санкхья состоит из двух санскритских слов: сат - истина и кхья - знание). Мы просим читателя
открыть ум и сердце философии Санкхья, ибо она неразрывно связана с Аюрведой.
Древние риши (самореализованные личности) обнаружили истину путем религиозной
практики и дисциплины. Посредством интенсивной медитации они проявили истину в своей
жизни. Аюрведа - это наука о повседневной жизни, и эта система знания развивалась благодаря
философским и религиозным прозрениям риши.