они познали, как космическая энергия
проявляется во всех живых и неживых созданиях. Они также осознали, что источником всего
сущего является Космическое Сознание, которое проявлено в виде мужской и женской энергии -
Шива и Шакти.
Риши Капила, постигший философию Санкхья, обнаружил 24 принципа , или элемента,
составляющих материальную природу; а Пуруша, Высший Дух, является 25 принципом.
Пуруша - это мужское начало, а Пракрити - женское начало. Пуруша входит в лоно
Пракрити, материальной природы, благодаря Его божественной воле и сознанию формируется все
многообразие Вселенной. Высший Дух - Един, но, желая стать многим, Он умножает себя. Таким
образом. Вселенная - это дитя, рожденное из лона Пракрити, Божественной Матери. Эта глава,
являясь трудной для читателей, не имеющих первоначальных знаний об излагаемом предмете,
может быть прочитана с начала, с конца или с любого места, как будет удобно.
Пракрити творит все формы во Вселенной, в то время как Пуруша наблюдает за этим
творением. Эта изначальная физическая энергия содержит три характерных признака, модуса -
гуны, которые пронизывают всю природу.
Три гуны - это саттва (равновесие, чистота), раджас (движение) и тамас (инерция). Эта
триада - основа всего сущего, и в Пракрити гуны находятся в балансе. Когда этот баланс
нарушается, возникает взаимодействие гун, порождающее эволюцию Вселенной.
Первым проявлением из Пракрити является Космический Разум, называемый Махат, из
которого формируется эго (аханкара). Затем эго проявляется в пяти чувствах (танматра) и в пяти
органах действия. Таким образом, с помощью саттвы создается органическая вселенная. Затем это
же эго проявляется в пяти основных элементах (бхута), и с помощью тамаса создается
неорганическая вселенная.
Саттва-гуна, будучи чище остальных, просветляет и освобождает от несчастий и болезней.
Находящийся под влиянием этой гуны обретает счастье и знание. Раджас-гуна (гуна страсти)
рождается из неограниченных желаний и вожделений; из-за влияния раджаса человек привязан к
действиям и результатам деяний. Следствие влияния тама-гуны - безумие, леность и сон.
Проявление гуны благости можно ощутить, когда все существо освещено знанием, чистотой
и здоровьем. Гуна страсти ощущается по возрастанию привязанности, по не поддающимся
контролю страстным желаниям и неодолимым стремлениям. Когда возрастает влияние тамаса, она
несет с собой мрак, бездеятельность, безумие и иллюзию.
Раджас - это кинетическая творящая энергия, тамас - разрушительная или потенциальная
энергия, а саттва - это состояние гармонии. Саттва-гуну контролирует Вишну, раджас-гуну -
Брахма, а тамас-гуну - Шива.
КАРТА 1
ФИЛОСОФИЯ ТВОРЕНИЯ САНКХЬЯ
Пуруша - духовное начало вне причин и следствий, вне времени и пространства. Пуруша -
чистое бытие. Пракрити - творящая сила в действии, источник формы, проявлений и качеств
природы. Махат - Космический Разум или буддхи, аханкара - ложное эго, сознание 'Я есть'.
Саттва - устойчивый чистый аспект, пробуждение, сущность и свет. Раджас - динамическое
движение. Тамас - статика, потенциальная энергия, инерция, темнота, неведение и материя.
Органы
чувств
восприяти
я,
познания:
уши,
кожа,
глаза,
язык,
нос.
Пять
моторных
органов -
органы
действия:
рот,
руки,
ноги,
гениталии
,
анус.
Ум -
Орган
действия
и
восприят
ия
Звук -
гуна
эфира
Касание
- гуна
воздуха
Зрение
- гуна
огня
Вкус -
гуна
воды
Запах -
гуна
земли
Органическое
Неорганическое
Предмет науки
Аюрведа является холистической системой медицины, широко практикуемой в Индии.
Слово 'аюрведа' - санскритское, означающее 'наука о жизни'. 'Аю' означает 'жизнь' или
'повседневная жизнь', а 'веда' означает 'знания'. Аюрведа была впервые записана в Ведах -
древнейших из сохранившихся писаний. Эта система оздоровления практикуется в повседневной