и трансформации каждой дхату. Любая дхату имеет свой собственный таджас или дхату-
агни. Это является основой для функционирования тонких тканей.
Когда теджас отягощен, он сжигает оджас, уменьшая иммунитет, чрезмерно стимулируя
деятельность праны. Увеличенная прана создает дегенеративные нарушения в дхату. Недостаток
теджаса приводит к повышенному созданию нездоровых тканей, способствует росту опухолей и
препятствует течению пранической энергии.
Неправильная диета, вредные привычки, злоупотребление наркотиками - все это будет
причиной дисбаланса в теджас. Горячие, острые и проникающие вещества увеличивают теджас.
Также как для здоровья важно обеспечить баланс тридоша, дхату и трех мала (отходов тела),
также важно для долголетия, чтобы прана, оджас и теджас оставались в равновесии. Для создания
такого равновесия процесс омолаживания организма, которому учит Аюрведа, наиболее
эффективен.
Омоложение должно происходить на физическом, ментальном и духовном уровнях. Перед
тем, как начать программу физического омоложения, тело должно быть очищено. Запыленная
одежда не имеет истинного цвета, в который она окрашена, также и тело не пригодно для
омоложения до тех пор, пока оно не очищено изнутри. Восстанавливающая трава принимается
внутрь, проходит через желудок, тонкую и толстую кишки до того, как войти в систему
кровообращения. Все эти физиологические пути должны быть очищены, чтобы трава достигла
глубоких тканей тела, где начинается процесс омолаживания. Очищение тела осуществляется
совершением пяти процедур панча карма: терапевтической рвотой, приемом слабительного,
медицинской клизмой, очищением носа травами и очищением крови. (Детальное описание этого
лечения смотрите в главе 7). Рвота очищает желудок, который является местом капха;
слабительные очищают тонкую кишку - место питта; лечебная клизма очищает толстую кишку,
место вата; травное лечение носа очищает ум и сознание. Для очищения крови необходимо
кровопускание, это настолько очистит кровь, что плазма крови сможет перенести
восстанавливающие питательные ингредиенты трав в глубокие ткани.
Ментальное омоложение приводит к спокойствию ума. Спокойный, размышляющий ум
также может помочь поддержать долголетие. Поэтому человек должен учиться наблюдать свою
умственную деятельность, мышление, эмоции, оставаясь в стороне от переживаний.
Чтобы способствовать ментальному миру, человек, по рекомендациям Аюрведы, должен
изолироваться от мира и избегать общества и мирских связей. Однако для большинства людей
такой подход неприемлем. Поэтому Аюрведа рекомендует второй метод ментального
восстановления, при котором личность учится быть в миру, но не от мира. При этом подходе
человек наблюдает свои привязанности, чтобы определить, какие из них создают стресс. Без
привязанностей и стрессов жизнь человека становится самой счастливой, самой здоровой и самой
умиротворенной. Такая жизнь создает естественное долголетие.
Целибат и духовная дисциплина, наряду с йогической практикой, также способствуют
восстановлению организма. Эти вещи приводят к духовному постижению и оздоравливающим
переменам на жизненном пути, что способствует долголетию.
Современная медицина обладает развитой технологией для поддержания функционирования
организма даже после того, как связи тела с эмоциями и духом прекращаются. Хотя Аюрведа
помогает продлению жизни, насколько это возможно, она также учит, что могут быть кармические
ограничения срока жизни отдельной индивидуальности. Аюрведа уважает жизнь и смерть и их
сокровенную связь. Наука жизни также предусматривает пути, на которых индивидуальность
может встретить смерть умиротворенно. Согласно Аюрведе смерть - друг человека. Тело умирает,
но индивидуальное сознание (душа) не умирает - она вечна.
Для достижения освобождения требуется дисциплина. Аюрведические основы дисциплины -
это тщательно подобранная диета и уравновешенность бытия. Дисциплина тела, ума и духа
должна достигаться через такую традиционную практику, как йога, пранаяма и тантра. Эта
практика принесет человеку духовное и физическое освобождение.
Йога