Индии в течение более чем 5000 лет.
Аюрведа и потенциал человека
Аюрведа учит, что человек - это микрокосмос, Вселенная. Человек - дитя космических сил
внешнего окружения, макрокосмоса. Его индивидуальное существование неотделимо от общего
космического проявления. В холистическом смысле взгляды Аюрведы на здоровье и 'болезнь'
принимают во внимание присущую человеку связь между индивидуальным и космическим духом,
индивидуальным и космическим сознанием, энергией и материей.
Согласно учению Аюрведы человеку присущи четыре биологических и духовных
устремления: религиозное, к финансовому преуспеванию, воспроизведению и свободе. Хорошее
здоровье необходимо для осуществления этих запросов. Аюрведа помогает здоровому поддержать
здоровье, а больному восстановить его. Это - медико-метафизическая наука оздоровления жизни,
мать искусства врачевания. Практиковать Аюрведу - значит содействовать благополучию,
здоровью и творческому росту.
Практическое знание самооздоровления может быть постигнуто каждым через изучение
истин Аюрведы. Можно существенно увеличить срок жизни и избавиться от страданий путем
надлежащего сбалансирования всех энергий в теле. Способность индивидуума к
самооздоровлению - основная концепция аюрведической науки.
Аюрведа, Йога, Тантра
Аюрведа, Йога и Тантра являются древнейшими науками о жизни, практикуемыми в Индии
на протяжении многих веков. Эти науки упомянуты в Ведах и Упанишадах (индийских
священных писаниях). Йога - это наука о соединении с Божеством, с Истиной. Тантра - наиболее
прямой метод контроля энергии, которая помогает вернуться к изначальному единению человека с
Истиной, а Аюрведа - наука о жизни.
Целью каждого из этих методов является помощь в достижении долголетия, омоложении и
самоосознании. Цель Йоги и Тантры - освобождение, хотя только некоторые дисциплинированные
люди могут, практикуя данные методы, достичь этого.
В духовной эволюции человека Аюрведа является основой сознания. Йога - телом и Тантра -
головой. Чтобы осуществлять практику Йоги и Тантры, необходимо вначале понять Аюрведу.
Таким образом, Аюрведа, Йога и Тантра - это взаимозависимая триада. Ни одна из этих трех форм
не существует обособленно от двух других. Здоровье тела, сознания и ума зависит от знания и
практики трех этих учений в повседневной жизни.
Аюрведа и западное мышление
Западная медицина и мышление направлены к обобщению и разделению индивидуальности.
Например, согласно западным понятиям о норме большинство людей по своей конституции
нормальны. Аюрведа говорит, что нормальное состояние человека должно быть достигнуто в
процессе индивидуальной эволюции, ибо конституция каждого проявляется в его собственном
особом темпераменте и предназначении.
На Востоке ключом к пониманию является признание авторитета исследования и
практического применения, на Западе - это постановка вопроса, анализы и логическое заключение.
Западный ум обычно доверяет объективному, а восточный большее значение придает
субъективному. Восточная наука учит человека продвигаться вне различий между субъективным и
объективным. Эта разница в подходах может объяснить, почему иногда западный опыт труден для
восприятия методологии Аюрведы.
Многие положения, высказанные в этом вступлении к Аюрведе, могут вызвать вопросы
'как?' и 'почему?'. Автор напоминает читателю, что такие вопросы, хотя и неизбежны, не всегда
имеют ответы. Даже в современной западной медицине некоторые концепции признаны
'действующими' без доказательств, без полного понимания. Например, антибиотики
употребляются для разрушения бактерий, которые формируют токсины в теле, без надлежащего
объяснения, как и почему токсины формируются из бактерий.
Кроме того, Аюрведа является истинно холистической наукой, особенностью которой
считается суммирование многих элементов, содержащих Истину. Детальное и пристрастное
рассмотрение Аюрведы строгим наблюдателем может привести к неудовлетворенности и
разочарованию. Поэтому почтительно советуем читателю временно принять те положения,