за высший уровень
человеческих эмоций - понимание, сочувствие и любовь. Таким образом, тридоша - основа
психосоматического существования человека.
Основная конституция каждой индивидуальности определяется при зачатии. Во время
оплодотворения мужская субстанция, сперматозоид, соединяется с женским элементом -
яйцеклеткой. В момент этого соединения определяется строение индивидуума путем комбинаций
телесного воздуха, огня и воды, которые проявлены в телах родителей.
Обычно, существуют семь типов конституции тела: 1)вата 2) питта 3) капха 4) вата-питта
5)питта-капха 6) вата-капха и 7) питта-капха. Среди этих семи основных типов есть множество
вариантов, которые зависят от количественного содержания элементов вата-питта-капха в
конституции тела.
Конституция по санскритски называется пракрити. Этот термин означает - 'природа',
'сотворенное' или 'первоначально созданное'. Первично выраженные пять элементов в теле
являются его конституцией. Основная конституция индивидуума остается неизменной в течение
всей жизни, как генетически определенная. Комбинация элементов, присутствующих при
рождении, остается постоянной. Однако комбинации элементов, которые управляют длительными
физиопатологическими изменениями в теле, варьируются в зависимости от изменений внешней
среды.
Карта 2
ФУНКЦИИ ТРИДОША
ВАТА (Эфир + Воздух)
ПИТТА (Огонь + Вода)
КАПХА (Вода + Земля)
Движение
Телесное тепло
Стабильность
Дыхание
Температура
Энергия
Естественные нужды
Пищеварение
Смазка
Трансформация тканей
Восприятие
Маслянистость
Моторные функции
Понимание
Прощение
Сенсорные функции
Голод
Жадность
Беспочвенность
Жажда
Привязанность
Выделения
Интеллект
Накопление
Выведение
Гнев
Владение
Страх
Ненависть
Обладание
Пустота
Зависть
Беспокойство
Питта и капха, соединяясь, обладают маслянистостью
Питта и вата, соединяясь, обладают легкостью
Вата и капха, соединяясь, обладают охлаждающим свойством
Диаграмма 1
МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ВАТА, ПИТТА, КАПХА
В жизни повсеместно происходит непрерывное взаимодействие между внутренней и
внешней средой. Внешняя среда включает в себя космические силы (макрокосмос), а внутренние
силы (микрокосмос) управляются принципами вата-пита-капха. По Аюрведе основной принцип
оздоровления состоит в том, что человек может создавать равновесие внутренних сил,
действующих в индивидууме, изменяя диету и жизненные привычки, чтобы противостоять
изменениям внешней среды.
Понятие тридоши
Согласно Аюрведе первым условием оздоровления себя и других является понимание трех
доша. Концепция вата - питта - капха уникальна в Аюрведе, она содержит потенциал для
революции в оздоровительной системе Запада. Однако концепцию трех принципов и санскритские
слова вата, питта, капха очень трудно перевести в западные понятия.
Вата является принципом движения. То, что двигается, называется вата. Поэтому слово
'вата' может быть переведено как телесный воздух. Однако, элемент воздух во внешней
атмосфере не такой, как воздух в теле. Телесный воздух-вата можно охарактеризовать как тонкую
энергию, управляющую биологическим движением. Этот биологический принцип движения
вызывает все тонкие изменения в обмене веществ. Вата сформирована из двух элементов - эфира и
воздуха.
Вата управляет дыханием, миганием глазных век, движением в мышцах и тканях,
пульсацией сердца, всеми расширениями и сужениями, движениями цитоплазмы и клеточных
мембран, движением одиночных импульсов нервных клеток. Вата управляет такими чувствами и
эмоциями, как страх, тревога, боль, трепет и спазмы. Толстая кишка, тазовая впадина, кости, кожа,
уши и бедра - местоположения вата. Если в теле развивается избыток вата, он будет скапливаться
в этих областях.
Слово 'питта' переводится как 'огонь', хотя этот термин не означает буквально огонь.