становятся более проницательными, более ответственными, достигают своей цели за более короткий срок и получают при этом большее удовольствие. Они становятся здоровее и реже страдают от физических недомоганий.
Благодаря моим детям я также понял, что шаманизм — это естественный подход детей к жизни и что это знание выбивает из нас школа и наша культура. Я увидел, что мои дети—стихийные шаманы в своем видении мира и обладают исключительной силой, используя свои врожденные навыки и способности для решения проблем.
Когда я пишу, читаю лекции и работаю с людьми, я постоянно открываю для себя, что главные мои учителя — это те хранители и союзники, которых я нашел в себе самом. Они мои наставники, мои проводники, обеспечивающие меня ценной информацией и озарениями, когда я сбит с толку или ослаблен.. В действительности Лина и я написали эту книгу вместе с ними. Мы хотим, чтобы она помогла вам. Может быть, ваш путь приведет вас к открытию себя, к центру Вселенной. Джоз Стивенс, Калифорния, Беркли, 1 января 1988 г.
Лина
Мое неформальное постижение шаманской перспективы началось в очень раннем возрасте. Я родилась в русско-польско-шведской семье и помню волшебные сказки, в которых животные служили помощниками и защитниками людям, всегда выручали их из беды и приводили к счастливой жизни. С тех пор я чувствую родственную привязанность к животным. Когда мне было семь лет, мои родители переехали из города в Кармел в Калифорнии. Там я провела все остальное детство и отрочество. Магия и могущество побережья Биг-Сюр, леса, по которым я бродила, оказали глубокое влияние на мое формирование.
Мои частые прогулки в местах, почитаемых индейцами как священные, и открытие магических мест укрепили мою связь с природой. Один случай помог открыть мне невидимую силу природы. Это было падение с отвесной насыпи, которое чуть было не окончилось трагически. Мне тогда только исполнилось тринадцать лет. С практической точки зрения я должна была сильно покалечиться или даже убиться. Я отчетливо помню падение словно в приостановленном времени: я падаю, но каким-то образом мне удается не прикасаться к деревьям и камням, через которые я перелетаю. Я словно неслась вниз двести футов на незримой подушке. После этого опыта осталось несколько царапин и синяков и неизъяснимое чувство восторга перед могуществом духовного мира. С этого момента я поняла, что у меня есть союзники, которые помогают мне в жизни.
Очевидно, эти знания и подтолкнули меня к поездке в Европу, где я надеялась встретиться с нужными людьми, которые бы смогли обогатить мои знания. Мое путешествие привело меня на север Швеции через страну лопарей. Там меня посещали яркие и светлые сновидения, и я переживала deja vu1. Через несколько лет работы мне открылась моя прошлая жизнь, где я была шаманом в северной стране.
Остальные годы до тридцати лет я посвятила занятиям в сфере шаманизма, духовного осознания и бизнеса. Поскольку мой интерес к живописи и музыке не приносил дохода, я, к изумлению своих родственников и друзей, занялась торговлей недвижимостью. Та область, которой я посвятила долгие годы, принесла плоды: при деловых переговорах мне очень помогло мое шаманистское видение мира и интуиция, развитая за последние годы. Для меня переход из шаманского мира в мир торговых агентов, брокеров и клиентов был естественным. Шаманистское мировоззрение стало слишком большой частью меня самой, чтобы я смогла без него обходиться. Тот факт, что Джоз и оба наших ребенка обладают теми же возможностями, принес нам большую радость. Мы искренне хотим поделиться с вами знаниями в этой книге.
Лина Седлетски-Стивенс, Калифорния, Беркли, 3 января 1988 г.
Хотя мы оба пережили состояния, близкие к смерти, но никто из нас не подвергался суровым испытаниям посвящения и не был формально посвящен в шаманы. Мы не считаем, что формальное посвящение необходимо для обретения шаманских возможностей. Мы также не считаем, что человек должен подвергаться страданиям для того, чтобы увидеть ценность внутреннего пути. Так исторически сложилось, что часто только крайние лишения и суровые испытания приводили людей на путь шаманизма. Но мы верим в другие пути — в постепенное осторожное изучение сил внутреннего мира.
Два различных подхода отражаются в тех путях, которыми идут люди к изучению шаманистских методов.
В первом случае люди должны подвергнуться глубоким и нередко опасным для жизни переживаниям, которые приведут их к шаманской работе. После многолетней практики традиционных методов и форм, они