В кинестетике мы только вспоминаем, если мы предложим кому-нибудь вспомнить, как жжется горчичник, а ему горчичников не ставили, он этого ощущения представить не сможет... Ну, и последнее задание. Для знающих иностранные языки - переведите мысленно мою последнюю фразу на любой язык. Для незнающих - задайте себе какой-нибудь вопрос и получите ответ. Куда направлен взгляд?
Ответы из зала: Влево вниз.. У меня - по горизонтали и влево вниз.
С. Горин: По горизонтали вы поймали звуковую помеху, отзвук воспоминания. Влево вниз - внутренний диалог, и там есть еще одна функция - контроль речи. Это прекрасно видно в телеинтервью, особенно у людей неопытных или у тех, кто привык постоянно контролировать себя - 'как бы не ляпнуть чего лишнего'. По моему опыту телезрителя - типичное направление взгляда у военных.
Реплика из зала: У тех, кто привык что-то скрывать...
С. Горин: Хранить военную тайну... Итак, верхний этаж зрительный, средний - слуховой, нижний делится между кинестетикой и контролем речи. Контроль речи, действительно, свидетельствует о том, что человек хочет что-то скрыть. Есть даже типичный шаблон движений глазных яблок, который называют 'детектором лжи': направление взгляда от зрительной или слуховой конструкции (вправо вверх, вправо по горизонтали) к контролю речи (влево вниз); во внутреннем опыте это соответствует такой последовательности - сначала представить, сконструировать, как бы это могло быть, а потом говорить только то, что этому соответствует, ничего лишнего... Это хорошо заметно у детей, у больных истерией.
Вопрос из зала: Значит, если захочешь что-то скрыть - не двигай глазами, это легко сделать.
С. Горин: На самом деле этот навык невозможно проконтролировать. Смотреть прямо - значит, ничего не вспомнить, ничего не представить, то есть, перестать думать. Вы можете поступить и так, но тогда вы выпадаете из общения. Но если вы не хотите прекращать общение, вам придется думать, значит, обращаться к внутреннему опыту, значит, ваши глаза будут двигаться, и все зависит только от знаний и наблюдательности вашего делового партнера. Тут довольно интересно получилось... Незадолго до семинара я перечитывал М.Булгакова, 'Мастера и Маргариту', и там выбрал несколько примеров. Ну, сначала - описания персонажей: 'секретарь редакции Лапшенникова со скошенными к носу от постоянного вранья глазами'. Или фельдшерица Прасковья Федоровна, у которой забегали глаза при вопросе Ивана Бездомного о том, что случилось с его соседом по этажу. Вы уже знали это выражение - 'забегали глаза' - оно означает готовность соврать, теперь будете знать, в каком направлении они бегают - по той самой диагонали, вправо вверх - влево вниз. И вот, наконец, блестящее описание, эпизод со сновидением Никанора Ивановича Босого, 'Сдавайте валюту':
'... Верю! Эти глаза не лгут. Ведь сколько же раз я говорил вам, что основная ваша ошибка заключается в том, что вы недооцениваете значение человеческих глаз. Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза - никогда! Вам задают внезапный вопрос, вы даже не вздрагиваете, в одну секунду вы овладеваете собой и знаете, что нужно сказать, чтобы укрыть истину, и весьма убедительно говорите, и ни одна складка на вашем лице не шевельнется, но, увы, встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в глаза, и все кончено. Она замечена, а вы пойманы!'.
Булгаков, конечно, не знал эриксонианского гипноза; он, как всякий талантливый писатель, хорошо описывал то, что видел.