он велит. Вы меня поняли?
- Да, - ответил Альберт Кромвель.
- Что вы сделаете, когда человек скажет: 'Ларек с афганскими бананами'?
- Я сделаю то, что он мне велит, ответил Альберт Кромвель.
- Очень хорошо. Это очень хорошо, у вас все будет очень хорошо. Когда человек покинет вас, вы забудете, что он приходил. Понимаете?
- Да.
- Что вы сделаете, когда он вас покинет?
- Я забуду, что он приходил.
- Превосходно, молодец, все хорошо. Импозантный мужчина протянул руку и нажал на кнопку двадцать пятого этажа. - Когда я вас покину, вы забудете наш разговор. Когда вы доедете до вашего этажа, вы будете чувствовать себя расслабленным, вам будет очень, очень хорошо. Вы не будете вспоминать наш разговор до того времени, пока человек не скажет вам: 'Ларек с афганскими бананами'. Тогда вы сделаете то, что велит этот человек, а когда он уйдет, вы забудете наш разговор, забудете человека, который к вам приходил. Вы сделаете это?
- Да, - ответил Альберт Кромвель. Над дверями лифта зажегся номер '25'. Лифт остановился. Двери раздвинулись.
- Молодец, очень хорошо, - сказал импозантный мужчина, выходя из кабины.
- Очень хорошо. Дверь закрылась, и лифт поднялся до двадцать седьмого. Альберт встряхнулся и вышел из кабины.
Улыбаясь, он направился по коридору упругой походкой. Он чувствовал себя отдохнувшим и бодрым, короче говоря, он чувствовал себя превосходно...'.
Дальше в повести все произошло именно так, как приказал гипнотизер, и моим слушателям это кажется удивительным и даже фантастичным. На самом деле здесь удивительно другое - то, что автор непритязательного детективного чтива абсолютно точно, профессионально точно описал применение одной из техник эриксонианского гипноза, которому посвящены мои лекции и эта книга. Прочитав ее, вы, разумеется, еще не сможете наводить и использовать гипнотический транс столь же изящно, как 'импозантный мужчина' в лифте, но вы будете знать, как это можно сделать, и если захотите, будете иметь все необходимые для этого навыки. Существует ряд причин, по которым эта книга может стать довольно дорогой, а значит, может оказаться вам не по карману. Так что выбор - читать ее или не читать - остается за вами... По форме эта книга является семинаром, на котором люди учатся гипнозу (иногда вы будете присутствовать в зале, среди участников). Если найдете себе партнера для выполнения описанных здесь упражнений, можете пользоваться книгой как самоучителем. Если не найдете - пусть она будет для вас справочником, учебником по манипуляции сознанием... Или просто легким чтением.
Если вы талантливы в общении и манипуляциях людьми без всякого гипноза - вам не надо читать эту книгу.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ ГИПНОТИЗЕРА
Введение
(теория гипноза)
Говоря о гипнозе, люди часто имеют в виду что-то почти сверхъестественно ('...он к нему подошел, загипнотизировал и сказал: 'Дай сдачу с десятки, как с сотни', - и тот так и сделал'). Бывают там и такие вещи, и мы о них будем говорить, но в основном это - исключения. Мы же займемся правилами гипноза, изучая их от простого к сложному, чтобы вы поняли, что гипноз - естественное следствие применения определенных навыков. Немного теории. Чтобы представить себе, что такое 'гипноз', достаточно вспомнить школьный курс анатомии и физиологии человека - теорию И.П. Павлова с ее процессами возбуждения и торможения в коре головного мозга. Там все просто: в состоянии бодрствования в коре преобладает процесс возбуждения, в состоянии сна - процесс торможения, а гипноз - это очаг возбуждения в заторможенной коре. Вся кора спит, но команды гипнотизера поступают в мозг через этот очаг, и, поскольку спящий мозг не может критически осмыслить их - гипнотизируемый выполняет эти команды, тут же забывая об этом.
Теория достаточно удобная, но если следовать только ей, мы наталкиваемся на ряд ограничений. Во-первых, гипноз по Павлову - это всегда сон. Значит, для того, чтобы привести человека в гипнотическое состояние (торможение коры головного мозга с очагом возбуждения в ней) и начать им управлять, его надо сначала усыпить (термин 'гипноз', введенный в XVIII веке Брэдом, в переводе с греческого означает 'сон' - Павлов не стал спорить с таким истолкованием данного состояния).