'гипнабельность'
(способность конкретного человека погружаться в гипнотический сон) и 'внушаемость' (способность конкретного человека выполнять приказы гипнотизера некритично). В рамках павловской теории эти понятия имеют смысл, но все ли явления охватываются этой теорией? Оказывается, не все. Чтобы это доказать, я приведу фрагмент из монографии А. М. Свядоща, большого специалиста в области гипноза - 'Неврозы и их лечение'. Это самонаблюдение, записанное одной женщиной.
'...Мне 47 лет. Я несуеверна. 30.09.75 г., находясь в командировке в Москве, я вошла в парк, села на уединенную скамейку и занялась чтением своей рукописи. Ко мне подошла цыганка, на ее голос я подняла голову; поодаль стояло еще несколько цыганок. Цыганка начала говорить, а я послушно выполнять ее указания. 'Я не цыганка, а сербиянка, - повторила она два раза, - я родилась с рыбьим зубом (повторила 2 раза).
Достань монету, заверни ее в бумажные деньги. Повторяй за мной:
'Деньги, мои деньги'. Зажми деньги в руке'. Далее следует провал памяти. Денег у меня она не отнимала, но показала мне свою руку, в которой денег не оказалось; в моей, разумеется, их тоже не стало. Тогда я встала, а она мне сказала: 'Денег не жалей, они вернутся'. Я отлично понимала, что этого не будет; другая цыганка стала просить у меня денег, я сказала: 'У меня только мелкие монеты, я не могу их дать, а то мне не доехать до дома'. Третья попросила у меня конфету 'для ребенка' и я дала ей (у меня в сумке был виден кулек с конфетами). Я направилась к более людному месту, и одна из цыганок пошла за мной. Она мне сказала: 'Сними кольцо, чтобы ты хорошо жила'. В ответ я сказала что-то вроде: 'Я не верю'. 'Сними кольцо! - повторила она, - а то не доедешь до дому, ты вся почернеешь!'. Я ответила, что не боюсь, но сняла кольцо, но не золотое (обручальное), а серебряный перстень, бывший на левой руке.
'Нет, другое кольцо, а то жизнь будет белая'. Я надела кольцо снова. 'Сними другое кольцо, чтобы я хорошо гадала'. Я сказала:
'Девушки, вы неплохо заработали, но денег мне не жаль, а кольцо обручальное', - однако сняла его, но держала руку в кармане и сказала: 'Ну, я сняла, сняла!'. Тут мы вышли на солнечное и людное место, и я прогнала ее. Видимо, на моем лице был страх, потому что она говорила: 'Ты меня не бойся!'. Все время я была в полном сознании, видела окружающие предметы, деревья, людей, глаза первой цыганки, ее ладонь (обратила внимание на то, что она была небольшая и темная), янтарные серьги в ушах второй цыганки (ее бы я узнала)...'
За самонаблюдением идет характеристика, которую дал этой женщине А.М.Свядощ: '...по характеру общительная, властная, умеет быть сдержанной. При экспериментально-психологических пробах повышенной внушаемости не обнаруживает. Не гипнабельна'.
Интересно, правда? Взяли прямо с улицы простую негипнабельную женщину и ухитрились среди бела дня загипнотизировать ее, не усыпляя! Каким способом?.. И - тут мы обращаемся к разновидности гипноза, которая не является пока ни широкоизвестной, ни классической - к эриксонианскому гипнозу.
К счастью, его не так уж трудно изучить, и полученные при изучении навыки легко усовершенствовать - для этого достаточно начать ими пользоваться. Для того, чтобы теоретически обосновать эриксонианский гипноз, нам даже не придется уходить от павловской теории. Я уже говорил, что она достаточно удобна - особенно если выделить в ней главное: понятие о гипнозе как разном состоянии всей коры головного мозга и одного ее участка.
Гипноз можно представить не только как сон коры и бодрствование какого-то очага, но и как бодрствование коры и особо возбужденное состояние, 'сверхбодрствованив' этого очага. На этом представлении основана теория сверхбодрствования, в которую хорошо вписывается эриксонианский гипноз без привычных 'гипнотических' атрибутов (пристального взгляда, пассов руками, команды 'Спать!') и без понятия 'гипнабельности'.