оформляете свою фразу в соответствии с этой стратегией ('Если ты увидишь ля-ля-ля, можешь ли ты почувствовать бу-бу-бу?') и заканчиваете ее оживлением ранее наложенного якоря. И партнер весь ваш. Я повторяю, что ставить якорь надо тогда, когда вы видите несловесный ответ партнера (на высоте переживания); желательно, чтобы якорь не осознавался партнером; и, наконец, воспроизводить якорь надо с максимальной точностью. И еще: вы можете закреплять какое-либо переживание у партнера сразу несколькими якорями. Вы можете говорить с партнером, повернув голову направо (визуальный якорь), повторяя при этом 'так, так, так' или 'хорошо, хорошо, хорошо' (аудиальный якорь), и как бы невзначай прикоснувшись к партнеру (кинестетический якорь).
Когда вам нужно будет вызвать закрепленное таким способом переживание, вы повторите свое поведение, увеличив вероятность действия якорей просто тем, что их было три. И есть еще одна важная и интересная область применения якорной техники.
Представьте себе, что у вашего партнера есть какое-то отрицательное воспоминание, и вы закрепили его якорем No 1. И у партнера есть какое-то положительное воспоминание, вы закрепили его якорем No 2. Что произойдет, если вы оживите оба якоря одновременной В жизни ведь невозможно одновременно получить и положительное и отрицательное впечатление, переживание? А происходит следующее: более слабое воспоминание стирается, исчезает, либо, не исчезая полностью, ослабевает еще больше.
Это можно использовать для того, чтобы убрать у партнера какое-то неприятное воспоминание, Правда, нужно позаботиться, чтобы положительное воспоминание было сильнее... Юра как-то жаловался, что он очень волнуется перед экзаменами. Эта ситуация хорошо подходит к технике совмещения якорей, и если Юра не против, мы сейчас поработаем с его волнением... Юра не против. (С. Горин садится напротив Юры, слегка поворачивает голову направо). Юра, вспомни, как именно ты волнуешься. Вот ты зашел в кабинет, где идут экзамены - ты уже начал волноваться?
Вспомни последний экзамен, когда ты испытывал сильное волнение (после паузы С. Горин прикасается правой рукой к левому колену Юры). Так, так... Интересно,. а можешь ли ты вспомнить первый экзамен, который натолкнул тебя на мысль о том, что на экзамене можно волноваться? (Повторяет прикосновение). Так, так... А ты уверен в том, что это именно волнение? (Повторяет прикосновение). Так... (Обращаясь к аудитории). Все увидели несловесный ответ Юры? Он действительно переживал сейчас волнение, и мы закрепили его тремя якорями. Отдохни, Юра, встряхнись немного... Мне интересно, а какое чувство ты хотел бы испытывать во время экзамена? (С. Горин поворачивает голову влево).
Юра: Я хотел бы быть уверенным.
С. Горин: Ты был когда-нибудь уверенным? Ты знаешь, что это за чувство, ты его испытывал в своей жизни? (Юра кивает головой, меняется его поза, мимика; С. Горин прикасается левой рукой к правому колену Юры). Хорошо, хорошо... В какой ситуации ты себя чувствуешь уверенно? Можно об этом рассказать?
Юра: Когда я за рулем автомобиля.
С. Горин: (обращаясь к аудитории). Этот вопрос я мог бы и не задавать; можно было просто попросить подробно вспомнить ситуацию, связанную с чувством уверенности, (обращаясь к Юре, вновь поворачивает голову влево). Хорошо, Юра, вспомни свои ощущения за рулем автомобиля. Вспомни их хорошо... Стань уверенным, чтобы мы это поняли (повторяет прикосновение к правому колену Юры). Хорошо, молодец. Ладно, отвлекись.