дает время партнеру А для новой организации внутреннего опыта, ожидая устойчивого глазодвигательного стереотипа, соответствующего чувству Y, или нового, усредненного глазодвигательного стереотипа, не совпадающего ни со стереотипом чувства X, ни со стереотипом чувства Y.
Шаг 5. Проверка и подстройка к будущему. Партнер Б оживляет положительный якорь (якорь No 2) и просит партнера А представить себе ситуацию М, сообщая о тех чувствах, которые теперь вызывает эта исходная ситуация. Одновременно партнер Б оценивает появляющийся глазодвигательный стереотип и другие несловесные проявления. Если партнер Б наблюдает стереотип чувства Y или усредненный, работа окончена. Если нет, то партнер Б возвращается на предыдущий шаг и повторяет совмещение якорей. В течение всего упражнения партнер Б старается не вникать в содержание ситуации М, чувства Х и чувства Y. На следующем этапе партнеры меняются ролями.
Рефрейминг содержания.
С. Горин: Можно сказать, что Милтон Эриксои открыл и начал Применять якорные техники и техники рефрейминга, хотя их описание и даже название появилось позже - в работах Дж.
Гриндера и Р. Бэндлера, то есть, в нейролингвистическом программировании. Английское слово 'рефрейминг' неоднозначно, его можно перевести и как 'перемена рамы у картины', и как 'перемена картины в той же раме'. В психологии и психотерапии термином 'рефреймниг' обозначают изменение эмоционального отношения к какой-то проблеме, происшедшее вследствие перемены словесного оформления этой проблемы (содержание проблемы при этом не меняется, и сама проблема, в сущности, никуда не уходит). Для прямой иллюстрации понятия рефрейминга я мог бы показать вам какую-то картинку в раме одного цвета, а затем - ту же картинку в раме другого цвета, и вы бы поняли, что отношение к картине действительно зависит от той рамки, которой она окружена. Но поскольку рефрейминг относится к речевым техникам, я позволю себе другую иллюстрацию. Представьте себе, что вы - симпатичная девушка, и вы слышите в свой адрес два высказывания; первое из которых: 'В груди горит огонь желанья', а второе: 'Ну и телка, вот бы ее трахнуть'. В обоих случаях смысл высказывания одинаков, различается только оформление - но как сильно это меняет ваше отношение к смыслу! Если вы это поняли, то вы поняли, что такое рефрейминг. Существуют техники рефрейминга, позволяющие работать с процессом мышления партнера независимо от конкретного содержания идей. Эти техники довольно сложны, и мы с вами будем изучать более простые техники, в которых используется содержание идеи или проблемы.
Желающие узнать о более сложных видах рефрейминга могут прочитать книгу Р.Бэндлера и Дж.Гриндера 'Рефрейминг - переформирование с помощью речевых стратегий'. Интересный подход к применению рефрейминга в педагогике содержится в книге Линды Ллойд 'Школьная магия'.
Первый вариант рефрейминга содержания - рефрейминг смысла. Вы можете им воспользоваться, когда кто-то предъявляет нам проблему, описываемую формулой: 'когда происходит X, я чувствую Y'. Ясно, что событие Х имеет для этого человека отрицательный смысл и вызывает отрицательное отношение. Вам придется поискать положительный смысл у события X.
Например, кто-то из родителей говорит: 'Когда мои дети шумят, я раздражаюсь' (то есть чувствую себя раздраженным).