обращать внимание на некоторые вещи. В данном случае цель этих описаний состоит в том, чтобы заставить вас обращать внимание на ваш тон и ваш темп. Вспоминаю первого гипнотизера с которым я познакомился в своей жизни. Когда я вошел в комнату, он сидел там, пытаясь ввести какого-то человека в транс. Он хотел научить меня гипнозу, и вот он говорил неприятным высоким носовым голосом: 'Вы должны чувствовать себя очень спокойным'.
Даже мне было ясно, что я не мог бы чувствовать себя спокойным, когда кто-то говорит со мной визгливым голосом. Но он знал, что требовалось только говорить визгливым голосом, потому что во всех книгах было написано, что надо говорить монотонно. Он 'знал', что если тон голоса не меняется, то все равно каким тоном говорить.
Но насколько я понимаю, монотонность речи_- это лишь один из способов избегать неровности. Вы избегаете неровности речи, говоря все время одним тоном. Если в вашей речи и есть неровность, ее никто не заметит, потому что в вашем голосе нет вариаций. Однако, вариации голоса могут быть также орудием, усиливающим эффект вашей работы.
Мужчина: Я заметил, что когда вы делали внушения, вы применяли иногда слова, означающие управление, например: 'вы почувствуете', или 'вы чувствуете', в отличие от выражений, означающих, что 'это может произойти'. Делаете ли вы различия, избирая управляющие и неуправляющие слова?
Да. Руководящее правило состоит в следующем: я не хочу, чтобы человек, с которым я занимаюсь гипнозом, потерпел в чем-нибудь неудачу. Если я внушаю что-нибудь легко поддающееся проверке, я скорее всего применю такие слова как 'может' или 'может быть', которые мы называем 'модальными операторами возможности'. 'Ваша рука, может быть начинает подниматься...'. Если при этом то, что я внушаю, не происходит, то человек не испытывает неудачи.
Если же я внушаю нечто, совершенно не поддающееся проверке, то я скорее применю слова, означающие причинение: 'Это погружает вас глубже в транс', или 'Это делает вас более спокойным'. Поскольку такое внушение нельзя проверить, человек не может прийти к заключению, что он потерпел неудачу.
Если я применил уже пять или шесть модальных операторов возможности, и если человек реагировал на каждый из них, то на этой стадии, по-видимому, я могу безопасно переключиться на слова, означающие причинение. Впрочем, если мое ближайшее внушение имеет очень уж критический характер, я могу продолжить применение модальных операторов возможности. Главное правило_- следить за тем, чтобы человек ни в чем не потерпел неудачу.
Многие гипнотизеры доводят человека до пределов выполнимого, давая ему так называемые тесты восприимчивости. Эти гипнотизеры приводят клиента в измененное состояние и пытаются ставить ряд все более трудных гипнотических заданий, так что клиент выполняет некоторые из них, а в других терпит неудачу. Вследствие этого и гипнотизер и клиент так или иначе приходят к выводу, что к некоторым вещам они неспособны.
Когда я преподавал в университете и вел в вечернее время занятия по гипнозу, многие приходили на эти занятия и говорили мне: 'Знаете, я уже много раз бывал в трансе, но я могу лишь дойти до некоторого уровня и не дальше'. Не знаю, откуда взялось это представление об уровнях. Каким-то образом человек измеряет качество своего гипнотического транса вроде того, как меряют высоту, его самочувствие от этого повышается, но успехи в гипнозе становятся ниже. Некоторым нужно настоящее измененное состояние, чтобы увидеть положительную галлюцинацию. Другие же видят положительные галлюцинации все время, называя это мышлением. Если я в качестве гипнотизера заталкиваю человека в некоторое положение, это подготовит его к неудаче. Если я скажу ему: 'Вы откроете глаза и увидите французского пуделя длиной в шесть футов', и если открыв глаза он не увидит французского пуделя, то он может подумать, что он неспособен к положительным галлюцинациям. Если он воспримет такое указание как свидетельство о самом себе, а не о данном конкретном гипнотизере, то он, вероятно, решит, что это для него недоступно.
Как правило, клиент приходит и говорит мне: 'Вот какая штука, я всегда хотел, чтобы у меня были положительные галлюцинации, но это не выходит'. Я же знаю, что к этому способен каждый, и каждый человек, вероятно, уже не раз это испытал. И если он говорит, что у него не выходит, значит нечто убедило его, что это выходит за пределы его возможностей, так что мне будет немного труднее этого добиться. Чтобы вызвать у него это переживание, мне придется незаметно выведывать его представления.