по небу, и... когда вы смотрите, как движутся тучи, вы чувствуете на вашем лице дуновение бриза...'. Вид движущихся туч вызывает мысль о ветре. Точка перекрывания зрительного образа движущихся туч, гонимых ветром, и кинестетической системы, в которую я хочу перевести Джен_- это ощущение бриза на ее лице.
Женщина: насколько я заметила, вы только один раз применили слуховую коммуникацию. Вы сказали Джен, что она слышит зовущего ее друга. По какой причине вы не поддерживали слуховые восприятия?
Я в этом не нуждался. В нашей культуре слуховая система представлений редко достигает полного развития, это бывает только у музыкантов. Я мог бы инкорпорировать слуховые элементы описания в ряде других мест; звук ветра, звук волн, разбивающихся о берег.
Я хотел бы провести различие между наведением и утилизацией (использованием). Наведение состоит в продолжении зрительного восприятия, а затем в перекрывании его кинестетическим, и партнер следует за мной в продолжение кинестетического восприятия это приведет к радикальному изменению состояния сознания партнера. Когда это произойдет, когда я получу физиологические реакции, свидетельствующие о том, о которых я уже говорил, тогда мне останется лишь построить заново полное переживание. Тогда я включу в переживание все три системы: я заставлю партнера подойти к другому человеку, протянуть ему руки, коснуться его, внимательно посмотреть на его лицо и заметить выражение его лица, а затем слушать, что этот человек захочет сказать. Потом я использую эту фантазию со всеми тремя системами представлений в качестве основы для любых желательных для партнера изменений.
Женщина: Здесь была слуховая помеха. У кого-то громко щелкнул магнитофон, и я удивилась, почему вы не используете этого. Конечно, это вам помешало.
Это помешало мне, но не Джен. Она этого не слышала. Я знал это, потому что она не реагировала. Не было изменения в ее дыхании, в цвете кожи, в ее мышечном тонусе. Поскольку не было реакций было бы нелепо об этом говорить.
Женщина: Но если бы она услышала этот звук, как бы вы инкорпорировали его в своем наведении?
'Существуют звуки, вызывающие беспокойство, это бывает даже на пляже'.
Мужчина: А можно было инкорпорировать раскачивание ноги?
Я мог бы это сделать. Я мог бы вызвать у нее такое раскачивание на пляже. Это превосходно действовало бы. Я мог бы использовать раскачивание ноги, или других частей ее тела и это был бы хороший вариант. Но нет надобности применять все, все хорошие приемы, использовать все особенности поведения, можно ограничиться тем, что вызывает положительную реакцию.
Джен: Кажется нога у меня действительно качалась, и тогда я знала почему, а теперь не знаю.
Каким образом она может восстановить ту информацию, пользуясь тем же принципом перекрывания систем представления?.. Джен, покачайте ногой снова. Закройте глаза, снова покачайте но гой, и обратите внимание на зрительное запечатление... Немного быстрее.
Джен: Я вижу только человеческие лица.
Как я вспоминаю, я истолковал это следующим образом: Когда она это делала, у нее была возрастная регрессия_- она стала маленькой девочкой на пляже. Взрослые и дети по-разному раскачивают ногами. Теперь она качала ногой довольно взрослым образом. Но в измененном состоянии она делала это больше по-детски. Она была снова маленькой девочкой на пляже. Представляете ли вы то, сколько вам было лет, когда вы были на пляже?
Джен: столько, сколько и сейчас.
Она сказала, что ей было столько лет сколько и сейчас, но в то же время она продемонстрировала мне несловесные изменения лица и голоса, характерные для возрастной регрессии. Таким же образом я описал бы то, как она раскачивала ногой раньше.
Итак, есть ли вопросы об этом виде наведения?
Мужчина: Я не помню с чего вы начали, Вы задали ей какой-то вопрос?
Да, я сделал нечто чрезвычайно полезное. Я спросил: 'Любите ли вы ходить на берег моря?', и заметил ее реакцию Если бы я автоматически предположил, что она любит ходить на пляж, то я мог бы ошибиться, если бы например оказалось, что она в три года видела на пляже, как утонула вся ее семья. В этом случае пляж бы оказался плохим местом для успокоительного наведения.
Правило состоит в следующем: надо выяснить какой системой представлений человек пользуется обычно в нормальном состоянии Некоторые используют все системы, и в таких случаях можно начать с любой. Но в условиях стресса_- а терапия является именно таким условием_- люди, как правило, специализируются на какой-либо одной системе представлений. Это составляет часть того затруднения,