5 раз входили в сомнамбулический транс и выходили из него. В конце этого семинара вы должны приобрести достаточный опыт, чтобы различать, кто переходит в глубокий транс, воспринимая весь материал на этом уровне сознания, кто находится в смешанном состоянии, реагируя и сознательно и подсознательно, и кто остался в полном сознании. Для демонстрации учебных вопросов вы должны уметь выбрать в каждом случае вполне подходящего демонстрационного субъекта. Если вы хотите продемонстрировать некоторую конкретную реакцию, вы можете рассказать, что вы собираетесь делать, объяснить, в чем проявляется реакция и за метить, у кого такая реакция проявляется быстрее всего.
Этого человека и следует выбрать в качестве субъекта.
Некоторые из вас, возможно, меняют состояния сознания быстрее, чем это нужно для усвоения материала. Возможно, вы найдете нужным приостановить ваше погружение внутрь, молчаливое погружение внутрь, и попросить какую-то часть вашего 'я' сохранить состояние сознания, наиболее полезное для учебных целей. Было бы полезно сохранить отчетливое воспоминание об этом опыте, и уметь сознательно контролировать используемые в нем приемы. Отведем теперь минуту молчания для того, чтобы вы могли приспособиться... Если вам уже известен метод переработки, примените его...
Упражнение 4
Я уже объяснил вам пять способов наведения:
1._Словесная подстройка и ведение.
2._Несловесная подстройка и ведение.
3._Перекрывание систем представлений.
4._Достижение предыдущего состояния транса.
5._Описание обычно встречающихся (универсальных) ситуаций транса.
Разбейтесь на группы по три человека, и пусть каждый выберет способ наведения, который его интересует и который он не выполнял систематически в прошлом. Пусть А выберет способ наведения и применит его по отношению к Б. Б будет просто получать от этого удовольствие.
Третий член группы, В, должен обратить все свое сознательное внимание на изменения, происходящие с Б при переходе в транс. Надо обращать внимание на то, какие высказывания и какое поведение вызывают наиболее отчетливые реакции, и существуют ли такие высказывания и такое поведение, которые выводят Б из состояния транса. В будет 'метасубъектом', контролирующим все происходящее Если вы в качестве В заметите, что гипнотизер, говорит слишком быстро, сделайте ему знак рукой, чтобы он сбавил темп. Если гипнотизер говорит слишком высоким тоном и это, по-видимому мешает Б, раздражает Б, сделайте ему знак, чтобы он сбавил, понизил тон.
Если вы выполняете роль А, то после наведения транса дайте Б некоторые общие указания, связанные с процессом обучения, а затем возвратите его из транса. Если вы уже получили хорошие реакции транса, того же рода, которые наблюдались здесь у Барб, то продолжайте сидеть на месте, сделайте пару глубоких вздохов, улыбнитесь и мысленно похлопайте себя по плечу. Посмотрите на вашего наблюдателя и дайте ему какой-нибудь едва заметный знак, что вы добились транса. Потом подстройте ваше дыхание к дыханию партнера, и тогда вы говорите соразмеряйте темп вашего голоса с его циклом дыхания. 'И вы с радостью испытываете эти особенные переживания... которые ваше подсознание вам сейчас открывает... ощущение изумления... и приключения... когда вы входите в новые состояния сознания... обретая в этом переживании чувство... уверенности... в ваших способностях... и человеческой гибкости... И выполнив это полностью... и глубоко... ваше подсознание медленно... и осторожно... приводит вас обратно в нормальное состояние... с чувством свежести и обновления... Я буду внимателен... если в какой-то момент... понадобится моя помощь... для возвращения... дайте мне знак... движением руки'.
Затем сидите и наблюдайте... У вас будет прекрасная возможность для тренировки ваших восприятий: замечайте изменения, происходящие при переходе партнера в измененное состояние и обратно. Если он подаст вам знак рукой, вы подстроитесь к его дыханию и скажете: 'Я начинаю теперь... считать в обратном порядке... с десяти до одного... медленно... Когда я скажу 'один'... ваши глаза откроются... и вы испытаете чувство свежести... и снова будете с нами'. После этого считайте в обратном порядке, сопровождая дыхание партнера, пока не скажете 'один'.
Окончив это, оставьте себе несколько минут для обратной связи. Б может сказать А о чем-нибудь, что он заметил в процессе наведения, что хорошо на него подействовало, или о чем-нибудь, что отвлекло Б или препятствовало развитию измененного состояния. В может добавить что-нибудь замеченное извне, особенно о разнице между указаниями