и что избегать действительность 'плохо'. Чтобы лечить ее от фантазий, он подверг ее электрошоковому лечению. Каждый раз, когда у нее начинались фантазии, муж сажал ее в машину и вез ее в больницу, где врачи привязывали ее к электрошоковой машине и пропускали через нее ток. Они проделали это 25 раз, и после 25 раз фантазии прекратились.
Но по ночам ей все еще снились сны. Она старалась не видеть снов, но как только начинался сон, она испытывала ощущение электрического шока. Это стало у нее якорной реакцией. Когда я был школьником, это называлась 'классическим кондиционированием' (понятие бихевиористкой психологии: в терминологии Павлова_- 'условные рефлексы' прим. перев.) Но ее психиатр не верил в классическое кондиционирование, и это не приходило ему в голову.
Вот пример благонамеренной психотерапии, создающей трудности. Люди, лечившие ее шоком, считали, что оказывают ей услугу. Они полагали, что фантазии_- это бегство от действительности и следовательно, плохо. И вместо того, чтобы дать ее фантазиям полезное направление, они подвергли ее электрошоковому лечению.
Упражнение 5
Я хочу, чтобы вы упражнялись в использовании аналоговых обозначений для получения реакции. Разбейтесь на пары и выберите сначала некоторую заметную реакцию, которую вы хотите вызвать у вашего партнера. Выберите что-нибудь простое: партнер должен почесать нос, положить ноги накрест, встать, подать вам кофе_- все, что угодно. Затем начните говорить с ним, вплетая в ваш разговор указания на выбранную вами реакцию. Вы можете каждый раз инкорпорировать такое указание в виде одного слова или выражения, обозначая его интонацией голоса или визуально таким образом, чтобы ваш партнер мог реагировать на каждое из них, как на одно сообщение. Видите ли, при всем том, что мы уже узнали о гипнозе, мы едва задели эту тему. Мы еще на поверхности, и никто не знает, что нам еще предстоит обнаружить. Надеюсь, это будет выдающееся достижение. И вам придется передать это тем, кто стоит перед лицом своих возможностей... Я вижу в этой комнате множество людей уже поднявших руку к лицу и почесывающих нос. Как видите это очень просто.
В процессе гипноза вам придется вызывать у партнера и более сложные реакции, чем выбранные в этом упражнении. Но в этом случае я прошу вас выбрать нечто столь очевидное, чтобы вы не сомневались в том, что произошло это или нет.
Если ваш партнер знает, какую реакцию вы пытались вызвать, он может инкорпорировать требуемое вами движение в какое-нибудь другое, выполняемое сознательно. Это очень хорошо. Вы должны только заметить добились ли вы нужной вам реакции. Если это не получилось, инкорпорируйте в свой разговор другой набор указаний, вызывающих ту же реакцию, снабдив эти указания аналоговыми обозначениями.
* * *
Обсуждение: отрицательные (негативные) команды и полярность.
Майкл: Предположим, что мой партнер все время меня прерывает, и я хочу, чтобы он больше этого не делал. Как можно без особых трудностей проконтролировать выполнение такого указания?
Если вы говорите партнеру: 'Не делай этого больше', он будет делать это снова и снова, потому что вы сказали ему это делать. Если вы сформулируете отрицательные указания с отрицающей частицей впереди, то произойдет как раз то, чего вы не хотите. Если вы скажете: 'Не думай о синем', то человек начнет думать о синем.
Майкл: Ладно, я скажу: 'Ты не будешь меня больше прерывать'.
Тогда он снова прервет вас: вы дали ему гипнотическую команду прервать вас снова. Если же вы скажете: 'Уходите!', то он вероятно, уйдет, и у вас будет возможность немедленно проверить, выйдет он или нет.
Майкл: Значит, если удастся построить внушение правильно_- то есть придать ему правильную форму.
Да. Если вы построите указание правильно, партнер выполнит его или нет. Если же вы скажете что-нибудь, что нельзя проверить, то в этом контексте вы не сможете сказать, отреагировал партнер или нет Если вы скажете: 'Чувствуй себя хорошо', вы не сможете проверить, выполнил ваш партнер указание или нет, если не говорить о тонких реакциях.
На вашем месте я намеренно учился бы формулировать все высказывания позитивно, ведь вы только что сделали три отрицательных высказывания подряд. Насколько мне известно сильнейшее препятствие для коммуникации_- это употребление отрицаний. Отрицание существует лишь в языке, но не в переживаниях. Например, какое переживание связывается у вас с фразой: 'Собака не гонится за кошкой?'
Мужчина: Я увидел собаку, преследующую кошку, а потом я увидел большой черный знак 'Х', перечеркивающий эту