это значит, что в ее руке возникла подсознательная реакция. Поскольку она полностью занята тем, что рассматривает и описывает свои образы, она не осознает своей руки. При этом вы научитесь различать, держит ли человек свою руку сознательно, или бессознательно. Кстати, если он держит руку сознательно, действуйте дальше и пользуйтесь положением также, как если бы он держал ее бессознательно.
Вариацией предыдущего является то, что мы называем 'сновидением руки'. Это вид рычажного наведения. Это очень хорошая техника, которую вы должны знать, особенно если вы работаете с детьми. Детям нравится сновидение руки.
Когда я работаю с ребенком, прежде всего я вызываю у него интерес: 'Ты знаешь, как видят сны рукой?' Это может показаться ему немного странным, и тогда я начинаю смеяться над ним: 'Значит ты об этом не знаешь? А я знаю. Я рассказал бы тебе, но ведь, ты еще кому-нибудь расскажешь'. Это уже больше, чем дети могут вынести. И тогда ребенок говорит: 'Я никому не скажу. Я обещаю. Пожалуйста, расскажите мне.' На это я отвечаю: 'Но ведь тебе пожалуй, не так уж хочется это знать'. Милтон Эриксон называл это 'построением потенциала реакции'.
Дальше уже все легко. Вы спрашиваете: 'Какую программу по телевизору или какое кино ты больше всего любишь?' В наше время это непременно будет 'бионический человек' или 'Война звезд'. Потом вы говорите: 'А помнишь ты самую первую сцену, когда выходит Стив Остин и играет музыку?' Когда ребенок вспоминает фильм, посмотрите на его глаза, чтобы узнать, каким путем он этому приходит (см. Приложение 1). Если он поднимет глаза вправо, поднимите его правую руку, если влево_- левую поднимите. Рука легко перейдет в каталепсию, потому что она управляется тем же мозговым полушарием, которым он обрабатывает информацию, отвечая на ваш вопрос.
Если человек поднимает глаза влево, он извлекает образы из своей памяти, хранящиеся в правом полушарии мозга. И когда вы поднимаете его левую руку, управляемую тем же правым полушарием, он не заметит, что вы делаете с его рукой,- если только вы делаете это осторожно, не прерывая поток его образов. Его левая рука автоматически перейдет в каталепсию, потому что образы полностью занимают его сознание. Как правило, у него не будет представления о том, как вы поднимаете его руку, потому что образы отвлекут все его (сознание) внимание.
Вы можете также спрашивать его о музыке, особенно, если вам известно, что этот человек имеет ярко выраженную слуховую ориентацию. 'Когда вы слышали в последний раз интересный ансамбль?' И пока он будет искать ответ, поднимите его руку с той стороны, куда он при этом смотрит.
Когда вы уже добились каталепсии руки, остается сказать: 'Очень хорошо. Теперь закрой глаза и посмотри весь фильм подробно, вместе со звуком, а твою любимую часть ты мне расскажешь в конце, это важнее всего. И твоя рука будет опускаться лишь по мере того, как ты увидишь весь фильм'.
Это действовало на всех детей, каких я встречал, кроме одной девочки, которая была дочерью гипнотизера и годами подвергалась программированию не поддаваться гипнозу. Она работала примерно с 25 знаменитыми гипнотизерами, и умудрилась нанести им всем поражение. Не пытаясь играть с ней в эту игру, я просто поздравил ее. Я сказал ей, что она не поддается гипнозу, и никак не может войти в транс. Конечно, она попыталась опровергнуть это утверждение, и тут же начала переходить в транс.
После того, как вы подняли руку, и она осталась в каталепсии, вы можете проделать то же самое, что и при любом другом рычажном наведении. Вы можете сказать: 'Я не хочу, чтобы вы опустили свою руку до того, как ваше подсознание не просмотрит заново весь этот фильм, чтобы вы могли и сейчас получить от него удовольствие... видеть и слушать все сцены, одну за другой... во всех подробностях... и так приятно видеть забытые части, которые вы вспоминаете сейчас...'
Женщина: Какой рукой надо пользоваться, если у партнера просто расфокусируется зрение, и он смотрит прямо вперед?
Простейший ответ на это_- поднять обе руки. Их всего две, та, что упадет не годится.
Женщина: А может ли быть, что человек смотрит в одну сторону, а каталепсия происходит с другой рукой?
Да, можно делать почти все. Но мое объяснение дает вам правило_- способ решить, какой рукой пользоваться более эффективно.
Теперь вернемся обратно и обсудим прерванное рукопожатие, которым я обменялся с Дэвидом. Это пример класса наведений, называемых 'разрывом шаблона'. Выделив любой жесткий шаблон поведения_- индивидуальный или связанный с культурой_- вы должны начать выполнение