Д. Гриндер, Р. Бэндлер

Формирование транса (Часть 1)

его.

Если вы видели как Бьер Борг играет в теннис, вы знаете, что он не теряет зря свою энергию. Он организует свое сознание в очень узком диапазоне. Его не беспокоит, когда зрители бурно одобряют его или освистывают: он ничего этого не слышит. Его реакция всегда одна и та же, независимо от того, промахнулся он или сделал хороший удар. Он просто поворачивается и снова занимает позицию_- он вращает ручку своей ракетки, отходя назад для следующей подачи. Он не теряет зря энергии и полностью сосредоточен на том, что существенно. Эта концентрация защищает его от психологических маневров противника... Если вы сумеете прервать измененное состояние вашего партнера_- то самое, которое ему нужно для хорошей игры_- то он будет играть плохо, а вы сможете его разбить.

Закон разрыва шаблонов имеет много применений. Эту реакцию называют 'все неожиданное'. И пока человек 'задержан' тем, что вы сделали что-то совершенно неуместное или неожиданное, вы имеете подходящее время, чтобы внушить ему дальнейшую желательную для вас реакцию.

Вы должны упражняться в этой технике, пока не добьетесь достаточной силы личности и последовательности выполнения. Вы должны внушать всем вашим поведением_- словесным и несловесным_- что нечто как будто должно произойти,- и это произойдет. Когда вы сможете провести этот маневр с полной согласованностью всего вашего самовыражения, вы должны научиться чувствовать реакцию. Вам нужна обратная связь. Ни одно из применяемых нами сообщений не будет работать всегда. Их надо всегда уточнять в соответствии с получаемой обратной связью.

ТЕХНИКА ПЕРЕГРУЗКИ

Около двадцати пяти лет назад Джорж Мимер подвел итоги обширной области исследований о восприятии человека и животных в своей классической работе 'Магическое число 7_2' Человек способен сознательно держать в поле своего внимания около семи 'кусков' информации одновременно. За пределами этого числа он испытывает перегрузку и делает ошибки. Если я назову вам последовательность из семи чисел, вы вероятно, сможете безошибочно удержать ее в памяти. Но если я предложу последовательность из девяти чисел, вам будет гораздо труднее ее запомнить, и вы начнете ошибаться. Каждое число_- это 'кусок' информации Но если вы_- или я_- разобьем эти девять цифр на три группы, по три числа в каждой, то вам легче будет запомнить все девять чисел. Группируя информацию в большие куски, можно удержать в области сознательного внимания те 7_2 кусков. Вы можете сознательно держать в поле внимания, семь листьев, семь веток, семь сучьев, семь деревьев или семь лесов. Как много вы делите информацию.

Как бы вы ни выбирали размеры кусков, если вы сознательно удерживаете 7_2 кусков информации, то все остальное не подвергается сознательной обработке. Все, выходящее за пределы 7_2 кусков информации становится перегрузкой, обрабатывается бессознательно.

Приведу пример ситуации, возникшей на другом семинаре. Я спросил, владеет ли кто-нибудь способом легко запоминать имена. Это умела одна женщина по имени Карла, и я попросил ее подойти. В зале, среди аудитории сидела Энн Тичворд, и я сказал Карле: 'Знаете ли вы эту женщину?'_- показав на Энн 'Нет'_- ответила Карла. Когда Карлу с кем-нибудь знакомили, у нее расширялись зрачки, и она внутренне отпечатывала имя этого человека у него на лбу. Каждый раз, когда она видела его снова, у нее немного расширялись зрачки и она видела у человека на лбу его имя. Поскольку я знал, как она это делает, я знал, в каком месте последовательности ее переживаний она не сможет сознательно представить какой-либо добавочный сигнал, это произойдет, когда ее внимание будет направлено внутрь, и когда все 7_2 кусков информации, доступные ее вниманию, будут заняты изображением имени человека у него на лбу.

Я сказал Карле: 'Посмотрите на эту женщину. Ее зовут Энн...' Здесь я остановился, увидел, что у нее расширились зрачки, а затем прибавил: 'Тичворд', она услышала Энн и зрительно записала это имя у Энн на лбу. Затем я спросил у нее: 'Как зовут эту женщину?' Ее зрачки снова расширились, и она сказала: 'Энн'. Я спросил: 'Знаете ли вы ее фамилию?' 'Нет_- ответила она,- вы ее мне не называли'. Когда ваше ощущение времени и ваш сенсорный опыт достаточно изощрены, вы знаете, когда внимание человека направлено внутрь, и вы можете ввести в него все, что вам угодно. Когда человек направил внимание внутрь, он отреагирует на ваши указания так, как вы этого хотите, поскольку вы обходите его сознание, он не в состоянии выбирать эти ощущения или защищаться от них.

Дальше я сказал: 'Ее зовут Энн Тичворд',