глубокий транс. В этот момент я скажу 'Когда я коснусь сейчас вашего безымянного пальца,- причем я коснусь другого пальца,- вы почувствуете себя более расслабленно'. Затем, продолжая перегружать, я начну вводить дополнительные указания о нужных мне конкретных наблюдаемых реакциях, свидетельствующих о переходе в транс.
Я посылаю человеку одновременно сигналы по всем трем каналам и требую, чтобы он проверял, соответствует ли слуховой сигнал зрительному или кинестетическому. Скоро он сдастся и скажет, по существу, следующее: 'Хорошо, скажите мне, что я должен по существу, делать?'
Вместо того, чтобы перегружать все системы представления, вы можете дать человеку столь сложное задание для одной или двух систем, чтобы оно заняло все 7_2 куска его сознательного внимания. Например, попросите его считать, начиная с тысячи, в обратном порядке, через одну треть, представляя себе каждую дробь с одним цветом для числителя, другим для черты, и третьим для знаменателя, причем так, чтобы каждая следующая дробь имела три других цвета. Затем вы можете прибавить указания такого рода: 'С каждым числом вы погружаетесь все глубже'. Все это способы манипулировать человеком, перегружая его входные каналы, и тем самым ослаблять его способность понимать то, что вы делаете.
Женщина: Является ли примером перегрузки двойное наведение, описанное в вашей книге 'Шаблоны', в томе II?
Да_- двойное наведение_- это частный случай того, что я сейчас сделал. В этом случае для перегрузки партнера используются два человека. Это действует очень быстро. Вы получаете перегрузку, причем быстро, и получаете очень сильную реакцию. Мы впервые применили двойное наведение случайно, во время семинарских занятий, и заметили, насколько сильной была реакция. Тогда мы начали применять этот метод в частной практике, чтобы выяснить, как его можно использовать.
Примерно через шесть месяцев вышла книга Карлоса Кастанеды 'Путешествие в Икстлан'. В конце этой книги есть очень живое описание двойного наведения. Дон Хуан говорит в одно ухо, а Дон Хенаро одновременно в другое. Описания людей, с которыми мы раньше делали двойное наведение, превосходно совпали с описаниями Карлоса,- ощущение расколотого посередине тела и т._д.
Из описания в книге можно понять, что Карлос представляет собой то, что мы называем 'производным кино'. Он применяет образы и слова, обращая внимание главным образом на ощущения, которые из них проистекают. У такого человека двойной слуховой канал на самом деле вызывает ощущение кинестетического расщепления. Каждое сообщение обрабатывается противоположным полушарием, и производные ощущения испытываются в той же половине тела, куда поступает слуховой сигнал. Различие слуховых сигналов, поступающих в два уха, различным образом представляются в двух половинах тела, различие между такими кинестетическими представлениями наиболее отчетливо выражено вдоль средней линии тела, что и приводит к переживанию расщепления или разделения.
Разрыв шаблонов, рычажное наведение и перегрузка имеют между собой то общее, что все они позволяют вбить свой клин в начатый процесс переживания. Вы применяете эти методы, чтобы сломить состояние сознания, с которым человек к вам приходит, и заменить его более пластичным состоянием. Как только вы построили перегрузку, разрыв шаблонов или ситуацию рычага, вы просто начинаете действовать более повелительно, связывая эту ситуацию с тем, что вы хотите вызвать. 'И когда все это происходит или продолжается, ваши глаза слипаются и начинают закрываться, и у вас возникает состояние глубокой расслабленности'. Вы продолжаете развивать транс, а затем начинаете использовать состояние транса, как условие для изменений, которые вы хотите провести.
СИЛА ЛИЧНОСТИ
Другой метод наведения_- это попросту прямая сила личности Вы просто говорите другому человеку, убедительно поддерживая это всем своим поведением, чтобы он перешел в транс. Если он переходит в транс, превосходно, если нет_- подождите, пока он перейдет. Конечно вам должны быть доступны при этом и при том, одновременно, и все другие приемы (несловесное отражение и т. д.). Если вы указываете человеку перейти в транс, и все ваше поведение со стопроцентной убедительностью говорит, что он перейдет в транс, то он перейдет. Чтобы этот маневр удался, вы должны быть очень убедительны, если вы убедительны в ваших желаниях, вы добьетесь нужной реакции.
Для большей эффективности вы можете добавить дополнительные маневры. Если человек отвечает: 'Я хотел бы, но не могу', вы говорите: 'Конечно, вы не можете. Я жду