или нет. Ее рука вздрогнула.
Энн: так вы использовали мое сопротивление.
В этом случае могло и не быть сопротивления.
Энн: Хорошо. Когда вы сказали мне, чтобы я представила себе три двери, я вообразила две двери по краям в одну, в виде арки посередине. Почти сразу после того, как вы начали давать мне инструкции, относящиеся к первым двум дверям, я поняла, что подойду к третьей двери, о которой вы, однако, ничего не говорили. Вы знали об этом?
Разумеется. Весь вопрос был в том, как повернуть дело таким образом, чтобы вы подошли только к этой двери?
Энн: В таком случае еще один вопрос. Как вы узнали о том, что я не подойду к первой двери?
Чем отличались друг от друга мои описания всех трех дверей_- если следить не за словесным (описанием) содержанием этих описаний, а 'читать' между строк?'... Я сказал (тон голоса понижается, выражение легкого отвращения): 'Если вы зайдете в эту дверь, все, что вы увидите за ней покажется вам привычным'. Следите за интонацией! Теперь вы понимаете почему я в любом случае знал заранее, в какую из дверей вы войдете?
Если бы я сказал иначе: 'Есть только одна дверь, вы можете войти в нее, и все, что вы за ней увидите, будет привычным для вас', ваше лицо отобразило бы, и я узнал бы нечто другое. Мне пришлось бы подстроить все остальные коммуникации к тому, что произошло.
Энн: Каким образом вы перестроили бы ваши коммуникации в том случае, если бы я выбрала первую дверь?
Слово 'выбирать' в данной ситуации представляется мне неподходящим. Если бы вы отреагировали на первую дверь, если бы я подсознательно уловил признаки того, что вы желаете испытать привычное для вас переживание, и позволил бы вам войти в эту дверь, причем вы ожидали бы встретить только привычные для вас вещи.
Но даже в том случае если вы начали с этого, я все равно добился бы своего! Потом я смог бы преобразовать обстановку в нечто непривычное!_- 'Вы вошли туда где предполагали нечто увидеть, и удивлены тем, что...' 'Случалось ли вам разбить яйцо и обнаружить, что из него выскочит маленький симпатичный кролик?'
Моя задача заключается только в том, чтобы дать Энн ряд инструкций, которые ей помогут осуществить подсознательные изменения. Поэтому поддержка ее подсознательных реакций_- наиважнейшее правило, которое требует от меня только одной способности: знать, какие из реакций сознательны, а какие подсознательны.
Заметили ли вы, какую структуру я придал переживанию, связанному с третьей дверью? Что именно я попросил ее сделать с этой дверью? Я сказал, чтобы она 'напрасно попыталась' открыть ее. Если я говорю: 'Я попытался открыть дверь', то это совсем не то же самое, чем если бы я сказал: 'Я напрасно попытался открыть дверь'. Если я сказал: 'Я попытался открыть дверь', это означает, что я могу попытаться еще раз. Но если я говорю: 'Я напрасно попытался открыть дверь', такой возможности больше нет. В одном случае возможность остается, в другом случае возможности нет.
Но почему я произнес именно такую фразу?.. Когда Энн подходит к двери, за которой ожидает увидеть неприятные вещи, лучший способ создать необычную обстановку состоит в том, чтобы начать с самой двери: уже дверь должна вызвать непривычную реакцию пусть это будет дверь, открывающаяся необычным способом. Таким образом, и дверь, и ожидаемое переживание приводятся в соответствие друг с другом.
Я тщательно структурирую мою речь: например, если я говорю вам: '(гипнотизер обращается к одной из присутствующих) А теперь попробуйте поднять руку', под этим подразумевается, что вы, может быть, и не способны это сделать, но в любом случае, такая возможность у вас есть. Но если я говорю: 'Вы напрасно попытаетесь не поднимать вашу руку... Это очень глубокое переживание... И теперь вы начинаете удивляться, почему рука не захотела сразу подняться... ведь вы думали, что она поднимается'.
Теперь вы можете заметить, что эта женщина находится в полном оцепенении. Между прочим, неподвижность_- одно из явлений, сопутствующих трансу. В данном случае сопротивление было утилизировано, (использовано) с помощью множества отрицаний. Я предложил ей прореагировать на нечто, затем выяснил, какова была ее реакция на подсознательном уровне, и усилил подсознательную реакцию. Ее подсознательной реакцией была неподвижность, а требование двигаться все больше и больше было способом увеличения этой неподвижности. Чем больше я просил ее двигаться, тем более неподвижной она становилась. Дело в том, что реакция 'сопротивления' также предсказуема, как и любая другая реакция, если только вы достаточно чувствительны на