машиной для электрошокового лечения.
Многие из вас способны к отрицательным галлюцинациям, т. е. вы можете смотреть на кого-нибудь и не видеть его. Многие из вас рассматривали свой стол, пытаясь что-нибудь найти, и сколько не искали не могли увидеть. А этот предмет все время был прямо перед вами. То же происходит с людьми в глубоком трансе. Дети всегда отрицательно галлюцинируют своих родителей, когда те к ним обращаются. Кто из вас может ощутить запах розы, которой нет? Кто может глубоко втянуть воздух и почувствовать запах розы_- вот сейчас? По карте гипноза вы уже прошли три четверти пути к самому глубокому трансу, в каком вы можете быть. Это значит, что либо вы никогда не были в бодрствующем состоянии либо те, кто составляет такие карты, не знают, что они говорят.
Дело здесь не в глубине: если бы любой из вас мог на мгновение испытать сознательное состояние сидящего рядом, то ЛСД* показалось бы вам тривиальной. Транс всего лишь изменяет ваше сознательное переживание, превращая его в нечто другое.
В Калифорнии теперь принимают закон, по которому лишь дипломированным гипнотизерам будет позволено наводить измененные состояния. Этот закон может привести к очень интересным последствиям, потому что когда люди занимаются любовью, они неизменно наводят измененные состояния друг другу. Во всяком случае, если заниматься любовью_- не то же самое, что подстригать газоны! Хотел бы я знать как будет соблюдаться этот закон. Всякий желающий вступить в брак будет, по-видимому, должен стать дипломированным гипнотизером.
Теперь вернемся к нашему делу. Чтобы добиться раппорта, вы должны подстраивать ваши высказывания к переживаниям человека, но когда вы уже достигли раппорта, вы должны уметь его использовать. Ключ к этому_- способность производить переходы. Вам нужен приятный способ перевести человека из его нынешнего состояния в состояние транса_- начиная с описания его нынешнего состояния и кончая описанием того состояния в которое вы хотите его привести. С помощью переходных слов это можно сделать гладко. Переходные слова, к которым относятся, например, слова 'если', или 'когда',- это слова, подсказывающие наличие осмысленной связи между двумя утверждениями. 'Если вы сидите здесь, то вы можете понять, что я собираюсь кое-что вам сказать'. Между тем, что вы здесь сидите с пониманием чего-нибудь_- нет никакой связи. Но это звучит осмысленно: тон голоса и переходное слово 'если' подсказывают некий смысл.
Начав с информации, основанной на чувственных переживаниях, вы получаете затем возможность совершать переходы и вызывать реакции, наводящие измененные состояния. Сенсорное основание для переходов должно быть чем-то, что человек, с которым вы работаете, может обнаружить. Это не обязательно должно быть чем-то уже присутствующим в его сознании, но он должен быть в состоянии это обнаружить. Вот я сижу здесь, смотрю на Стена и говорю: 'Стен, вы чувствуете плотность вашего уса, и если! вы проведете по нему пальцем, то заметите, что у вас только что промелькнула улыбка. Вы можете даже чувствовать локоть другой рукой и ощущать, как поднимается и опускается ваша грудь, когда вы дышите. И может быть, вы этого еще не знаете, но вы сейчас осознаете температуру вашей правой ноги'.
Джо: Я все-таки не понял, что вы называете 'переходом'.
Если я говорю вам: 'Вы задали вопрос, когда вы сидели на стуле', то я совершаю переход. Я пользуюсь словом когда, указывается, что две вещи не связаны. 'Вы задали этот вопрос, потому что хотите узнать нечто важное'. Разные вещи чаще всего не обязательно связаны друг с другом, но с помощью слов 'потому что' можно их связать. Если я говорю: 'Когда вы сидите на стуле, вы делаете вдох, а потом выдох',- это связывает две вещи во времени. Они не обязательно связаны, но я связываю их во времени словом 'когда'.
Я говорю о связывании предложений переходными словами. Если я скажу кому-нибудь: 'Вы сидите на этом стуле. Вы моргаете. Вы ждете',- это и отдаленно не напоминает плавного течения следующей фразы: 'Вы сидите на стуле и моргаете, и пытаетесь понять, что все это значит'. Такие слова, как 'и', 'если', 'когда', 'потому что'_- устанавливают связь между частями предложений. Одна такая связь_- это следование во времени. Эта связь позволяет человеку двигаться без перерыва от одной идеи к другой. Это все равно, что сказать: 'Вы стоите на пляже, чувствуя, как солнце греет ваше тело, и вы смотрите назад на пляж, когда вы сюда плыли'. Если даже идеи не связаны между собой, они становятся более связанными просто от добавления этих соединительных