прошло.
Как видите, ее симптом стал ее учителем. Выходя из моего кабинета, и по дороге домой она пребывала в радужном настроении. Она прибрала в доме и сделала еще множество вещей, которых не делали уже очень давно. Когда ее муж вернулся домой, она сообщила ему хорошие новости, и спросила: 'Почему бы нам с тобой не пойти в ресторан и не отпраздновать мое исцеление?'. 'Я слишком устал',- ответил он. Приготовила бы ты лучше что-нибудь поесть. Она сказала: 'Ладно',- и тут онемение начало взбираться к ее коленям. Она сказала: 'Нет, я думаю, нам все-таки лучше проветриться',- и онемение прошло.
Онемение стало ее лучшим другом_- в одну минуту. Оно стало учителем. Когда симптом становится вашим учителем, он вступает с вами в союз_- в мире нет ничего, что не могло бы быть полезным в каком-нибудь смысле.
Если вы представляете себе психотерапию, гипноз и медицину вообще главным образом как средство борьбы с симптомами, ваши возможности в этих дисциплинах будут весьма ограниченными. Бороться со своим подсознанием, успешно противодействовать ему, пациенту не под силу, и ваше сознание так же неспособно чем-нибудь помочь в этой борьбе.
Давным-давно, когда я еще занимался гипнозом официально, у меня была одна знакомая, которая испытывала невероятные трудности в связи со своим весом. Она вступила в 'анонимное общество желающих похудеть' и выполняла все предписания, вплоть до того, что вывешивала на холодильнике памятные записки. В ее поведении меня поразила одна вещь: она покупала ту еду, которую старалась не есть. В ее доме не переводилась еда, которую ей нельзя было есть и она ее не ела!
Я помню_- однажды, когда я был еще очень молод и мало знал окружающий мир, я пошел с этой знакомой в супермаркет. Она ходила по магазинам, а я таскался за ней и болтал всякую чепуху. Она складывала в тележку огромное количество продуктов, которые никогда не стала бы есть. Среди прочего она взяла банку, в которой было полгаллона (чуть меньше 2,5 литра) мороженого. Я спросил ее зачем она взяла столько мороженого_- ведь еще вчера она при мне говорила, что ей страшно вредно есть мороженое. Она сказала, что берет его для меня. Я ответил, что не люблю мороженого, и что брать его для меня не стоит. Она вынула мороженое из тележки и попыталась положить его обратно в витрину. Но это у нее не получилось. Она сказала: 'Ну хорошо, может быть, твоей маме захочется съесть немного мороженого'. Она снова стала класть мороженое назад, но тут же вспомнила: 'Слушай, ты же говорил, что к тебе завтра должны придти друзья!' Я сказал: 'Нет, у меня уже другие планы'. Она, наконец опустила мороженое в витрину, но потом снова остановилась. Она явно мучилась, пытаясь достать мороженое опять. Тогда я подошел, взял мороженое, и засунул его подальше. Потом я взглянул на нее и спросил: 'В чем дело?' Она ответила: 'Я не знаю. У меня такое чувство, как будто я что-то выбросила'.
Я хорошо помню, как меня огорошило это замечание. Но только через много лет мне удалось заметить в нем определенный смысл. Она действительно выбросила из своей жизни нечто_- саму себя. Она была отличной домохозяйкой, но в ее доме нечего было прибирать и мыть, потому что некому было напачкать. Муж ее работал семнадцать часов в день, приходил домой редко, и избегал говорить с женой о делах, потому что считал, что это невежливо. Однако, больше не о чем было разговаривать. У них не было детей. У нее не было своей машины_- муж считал, что ей не стоит учиться водить машину, потому что в Калифорнии ездить опасно. Таким образом, дом ее был пуст, в нем ничего не происходило, и не с кем было поговорить.
Если бы я знал тогда то, что я знаю теперь!_- что ее поведение имеет подсознательное предназначение. Предназначение не должно быть осмысленным_- так, как это предполагал Фрейд, нет. Когда я впервые заинтересовался психологией, я был глуп, настолько глуп, что прошел в университете сразу два курса. Один из них назывался: 'Интерпретация межличностной информации'_- мы учились интерпретировать вещи 'реально', видеть их такими, какие они есть 'на самом деле'. Обучаясь этому, я обнаружил, что люди придают поведению гораздо больше значения, чем оно имеет в действительности. В поведении мало смысла, но имеется чудовищное количество предназначений, и я хочу продемонстрировать это на примерах.
* * *
Кто из присутствующих уже знает, как осуществляется переработка? Я хотел бы научить вас,- и тех из вас, кто еще не знает, что такое переработка, и тех, кто думает, что уже знает, как это делается,- научить тому, как осуществляется