поведения. Будьте добры, займитесь этим в течение ближайших двадцати минут, осуществите все процедуры, о которых мы говорили, и доведите их до завершения.
* * *
Общая схема переработки
(1)_Выработка подсознательной сигнальной системы 'Да-Нет'.
(2)_Идентификация шаблона поведения, подлежащего изменению. Вы просите пациента избрать некое поведение 'Х', которое не нравится ему подсознательно. Вы просите подсознание партнера выбрать в этом поведении самое главное и жизненно важное для его дальнейшего благополучия. Вы просите подсознание партнера дать сигнал 'Да', когда идентификация будет завершена:
3)_Выделение положительной функции поведения.
а)_Вы просите подсознание партнера подключить сигнальную систему 'Да-Нет' к той области его подсознания, которая ответственна за выполнение действия 'Х'. В то же время вы просите эту область подсознания подать сигнал 'Да', или же подать сигнал 'Да' и 'Нет' одновременно, когда сигнальная система будет подключена к этой области подсознания.
б)_Спросите: 'Желаете ли вы позволить вашему сознанию узнать, каково значение того, что происходит, когда вы выполняете действие 'Х', как вы это оцениваете?' Если последует сигнал 'Да', скажите: 'Продолжайте, проинформируйте ваше сознание, и когда это будет сделано, подайте мне сигнал 'Да'. Если последует сигнал 'Нет', переходите к следующему этапу.
(4)_Создание новых альтернатив.
а)_Спросите данную область подсознания, желает ли она обратиться к созидающим ресурсам личности и выработать новые способы поведения, удовлетворяющие положительной функции поведения 'Х', но отличающиеся от шаблона 'Х'. (При этом подсознание не обязано осуществлять или использовать такие способы поведения_- оно должно только найти их).
б)_Получив сигнал 'Да', попросите подсознание продолжать, и подать вам сигнал 'Да', когда оно найдет десять новых вариантов поведения.
(5)_Оценка новых альтернатив.
а)_Попросите данную область подсознания оценить каждый из найденных новых вариантов поведения, определить, уверено ли подсознание в том, что данный вариант поведения по крайней мере настолько же непосредствен доступен и эффективен, как шаблон поведения 'Х'. Каждый раз, когда данная область подсознания определит один из вариантов, как соответствующий поставленным условиям, оно должно подавать сигнал 'Да'.
б)_Если вы получите менее чем три сигнала 'Да', попросите подсознание партнера продолжать поиск, повторив этап (4), и выработать большее количество вариантов.
(6)_Выбор единственной альтернативы.
а)_Попросите данную область подсознания партнера выбрать новый способ поведения, наиболее доступный и наиболее полно удовлетворяющий выполнению положительной функции прежнего шаблона поведения, и подать вам сигнал 'Да', когда такой способ будет найден.
б)_Попросите данную область подсознания партнера оценить эффективность избранного нового способа поведения в расчете на его использование в течение последующих трех недель. (7) Подстройка к будущему поведению. Попросите подсознание партнера представить себе использование нового способа поведения в ситуации, наиболее точно соответствующей предназначению прежнего шаблона поведения. Попросите подсознание партнера сообщить вам сигнал 'Да' в том случае, если новый способ поведения окажется удовлетворительным в такой ситуации, и сигнал 'Нет' если новый способ поведения окажется неподходящим. Если новый способ поведения по какой-либо причине оказался не соответствующим поставленной задаче или вызывает болезненные последствия постороннего характера, попросите подсознание партнера повторить этап (4) и выработать новые возможности.
Тот из вас, кто уже знаком с процедурой переработки и читал о ней в книге 'Из лягушек в принцы', мог заметить, что переработка, о которой мы говорили сегодня, несколько отличается последовательностью этапов и по своим целям, от переработки, описанной в книге. Но основная техника осталась прежней, и применяя ее, вы достигнете тех же результатов.
Обсуждение
Обобщение, на котором основана техника переработки, заключается в том, что вы способны изменить положение вещей, если что-нибудь идет не так, как вам этого хотелось бы Найдите предназначение того, что вы пытаетесь сделать, результат, в направлении которого вы двигаетесь_- и затем выработайте новые варианты поведения. Чем бы вы ни занимались, такой процесс представляет собой весьма ценное обучение, в наших интересах шаг за шагом продвигается все ближе к поставленной цели, и каждый шаг будет необычайно полезен для вас.
Когда психотерапевт работает с клиентом