вотчину
Рима, желание, с которым Карл V не расстался по причине своего фанатизма,
полагая что только так можно избежать вторжения лютеранства в Испанию;
Филипп II сохранил его из-за предрассудков и деспотизма, превратив
инквизицию в министерство полиции, вопреки Антонио Лопесу, и в главное
таможенное управление по борьбе с контрабандой лошадей во Францию,
приравнивая это преступление к ереси; Филипп III, Филипп IV и Карл II -
из-за тех же предрассудков, опасаясь множества еврейских семей, вернувшихся
в Испанию после объединения португальского королевства; а Филипп V - из-за
ошибочной политики, унаследованной от деда, Людовика XIV, короля Франции,
который полагал, что имея подле себя сорок церковников, можно считать, что
корона в безопасности, ибо отсутствие религиозного единства- дурное знамение
для трона; Фердинанд VI и Карл III - по той же причине, услышанной ими от
отца, и Карл IV - потому, что революция во Франции послужила для него
наглядным подтверждением этого суждения, чему также способствовали великие
инквизиторы, которые не переставали упрочивать свои позиции и расширять
влияние, как будто нет средства лучше и надежнее для укрепления королевской
власти, чем террор.
Беседуя в Париже и Лондоне с некоторыми правоверными католиками, я
много раз слышал от них, что инквизиция полезна Испании для сохранения
чистоты католического вероисповедания и что Франция только выиграла бы, имей
она у себя что-либо подобное. Так они и живут в заблуждении, полагая, что
достаточно быть добрым католиком, чтобы не оказаться в застенках инквизиции,
в то время как из-за существования тайной системы уведомления девять из
десяти осужденных были ревностные католики, по невежеству или злому умыслу
своих доносчиков преследуемые за еретические взгляды. Заключение же об этом
делал какой-нибудь малограмотный монах, слывущий в простонародье ученым лишь
потому, что он когда-то изучал схоластику. Инквизиция лелеет и питает
лицемерие, карая не умеющих лгать, но будучи бессильной обратить в свою
веру, как мы наблюдали на примере евреев и мавров, которые крестились лишь
для того, чтобы остаться в Испании. Первые погибли в огне, а вторые ушли в
Африку, оставаясь такими же магометанами, как и их деды до крещения.
Чтобы сохранить чистоту католицизма в Испании, бросив в огонь и выслав
из страны более трех миллионов человек, представителей всех трех сословий,
достаточно иметь лишь палачей, свод законов и судей, которые бы их
применяли, и вовсе не обязательно, чтобы эти судьи были, по милости папы,
служителями апостольской Церкви.
Надеюсь, прочитав эту Историю, вы прозреете и выйдете из заблуждения,
узнав об инквизиции еще неизвестное. Я сам принадлежу к римской католической
апостольской Церкви и не уступлю ни одному инквизитору ни в чистоте веры, ни
в желании видеть Испанию процветающей, но я все-таки искренне верю в то, что
для моей родины было бы лучше, если инквизиция снова вернулась бы под опеку
епископата, как было много веков назад; полагаю, что это более соответствует
Священному Писанию, которое гласит нам устами апостола Павла, что Дух
Святой, а не апостол Петр и не папа, 'повелел епископам управлять Церковью,
ее же стяжал честною своею кровию Господь наш Иисус Христос'.
Обо всем этом вы узнаете из моей Истории. Поскольку она совершенно
оригинальна и исключительна по сути изложенных в ней фактов, я цитирую
только уже опубликованных авторов, там, где опираюсь на них, а все остальные
исходные данные взяты из рукописных первоисточников, и здесь я уже полагаюсь
на доверие ко мне публики, впрочем, сомневающиеся могут проверить
правдивость их изложения. И поскольку цитирование раздуло бы мое
исследование до невероятных размеров, я счел более полезным дать в конце
каждого тома каталог использованных мною рукописей. Если инквизиторы (или
какое-либо уполномоченное ими лицо) захотят сопоставить цитируемые отрывки с
документами инквизиционного трибунала, они увидят, что я был честен, как
перед высшим Судом.
Вам представится возможность оценить мою беспристрастность и в других
случаях, когда я признаю наличие у инквизиторов доброты и человеколюбия и
списываю их неблагопристойные деяния на счет изначальной порочности законов
святого трибунала, не относя их к конкретным личностям. Особенно это видно в
последних четырех