Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том I (Часть 1)

в порядок те меры,

которые он считал необходимыми для преследования еретиков {Флери. Церковная

история. Кн. 73. N54.}.

XI. В Испании кардинал Грегорио де Сант-Анджело, прибывший туда в

качестве легата папы Целестина [115], созвал а Лериде собор. История не

говорит о нем почти ничего, и его нельзя найти в Собраниях соборов; но о нем

имеется упоминание в архивах Калаоры. На этом соборе кардинал убеждал

Альфонса II [116], короля Арагона, маркиза Прованса [117], государя

нескольких графств, расположенных к северу от Пиренеев, обнародовать против

еретиков своих государств декрет, принятый на Веронском соборе. Этот

государь в 1194 году последовал совету легата и приказал выгнать из своих

владений Вальденсов [118] (Vaudois), Лионских нищих [119] (Pauvres de Lyon)

и других еретиков, какой бы то ни было секты без различия, и запретил своим

подданным давать им убежище под страхом наказания за оскорбление величества

и лишения имущества. Епископам и губернаторам городов было предписано

оглашать этот указ в церквах в воскресные дни; те, которые этого не сделали

бы, должны были подвергнуться тем же наказаниям. Отсрочка, данная еретикам

для выселения, должна была продолжаться до первого ноября; если после этого

срока оказалось бы, что кто-нибудь не повиновался, то относительно таких лиц

было позволено употреблять все виды дурного обращения, за исключением смерти

и изувечения {Франсиско Пенья опубликовал этот указ в Комментариях к

Руководству для инквизиторов Николая Эймерика, во второй части, комментарий

39, заимствовав его из процесса, происходившего в Риме по поводу разделения

епархий Хаки и Уэски и учреждения епархии в Барбастро; он отнесен к статье

Хака, лист 75.}.

XII. Сын Альфонса, король Арагона Педро II [120], приказал в 1197 году

архиепископу Таррагоны и епископам Хероны, Барселоны, Вика и Эльны собраться

в Хероне. Там вынесли декрет, который кардинал Агирре поместил в своем

Собрании испанских соборов. Декрет этот содержит те же распоряжения, что и

декрет Альфонса, и он был одобрен всеми грандами [122] провинции Каталонии.

Эта новая мера доказывает, что прежний декрет не оказал почти никакого

действия. Поэтому в новом указе было добавлено, что наместники короля, бальи

и судьи должны понудить еретиков покинуть места их юрисдикции до воскресенья

Страстной недели; что у оставшихся после этого срока в стране будет

конфисковано имущество, треть которого поступит в пользу тех, кто на них

донесет; что те, вторые окажут им приют или покровительство, сами потеряют

свое имущество и с ними будет поступлено, как с виновными в оскорблении

величества; что губернаторы и судьи в течение недели обязуются присягою

перед епископами употребить все свои старания для обнаружения еретиков и

наказания их; если они будут уличены в небрежности в этом отношении, то сами

подвергнутся той же каре и будут лишены своего имущества {Агирре. Собрание

соборов. Т. IV.}.

XIII. После того как была определена эта каноническая дисциплина,

по-видимому, ничего более не оставалось, как учредить церковную корпорацию,

отдельную от епископов и зависящую непосредственно от пап, которой было бы

поручено обнаруживать и преследовать еретиков и организация которой была бы

такова, что короли и другие государи были бы обязаны, по ее требованию,

покровительствовать исполнению приказов римской курии [123], под страхом

быть отлученными от церкви, и должны были лишиться своих государств, пример

чего вскоре увидели в судьбе несчастного Раймонда VI, графа Тулузы. Это

происшествие относится к началу XIII века. Оно имеет несомненную связь с

инквизицией, история которой составит предмет следующей главы.

Глава II

УЧРЕЖДЕНИЕ ВСЕОБЩЕЙ ИНКВИЗИЦИИ ПРОТИВ ЕРЕТИКОВ В XIII ВЕКЕ

Статья первая

НАСТРОЕНИЕ УМОВ В ПЕРВОСВЯЩЕННИЧЕСТВО ИННОКЕНТИЯ III

I. В XIII веке вкус к аллегорическому толкованию Священного Писания

развился до такой степени, что буквальный смысл его почитался почти ни за

что. Точное правило, данное Церкви относительно обхождения с еретиками,

ограничивающееся запрещением общаться с ними после первого и второго их

предупреждения, было признано недостаточным. Появилось убеждение, что

еретиков следует преследовать, установив корпорацию людей, специально

назначенных, чтобы их обнаруживать всеми возможными средствами, доносить