Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том I (Часть 1)

каковы их

верования; примирять с Церковью тех, которые обратятся, а упорствующих

передавать в распоряжение Симона, графа Монфора [154], стоявшего во главе

крестоносцев.

II. Подлинный акт, которым цистерцианский аббат приказывал выполнить

все эти меры, до нас не дошел. Но его существование тем не менее

доказывается как событиями того времени, так и удостоверением о примирении с

Церковью, которое св. Доминик де Гусман выдал одному еретику по имени Понс

Роже и в котором этот святой объявляет, что он действует как делегат аббата

Арно. Мы вернемся к этому документу, когда будем говорить о способах

действия первой инквизиции. Здесь я ограничусь лишь замечанием, что на копии

не имеется даты, извлеченной из книги доминиканского монастыря Св. Екатерины

в Барселоне, в которую инквизитор Николас Росельи (впоследствии кардинал

римской Церкви) поместил ее около половины XIV века. Но епископ Бадахоса дом

Анхело Манрике, который был цистерцианским монахом, думает не без основания,

что это примирение с Церковью произошло в 1209 году {Манрике. Цистерцианская

летопись. Т. III, под 1210 годом. Гл. 4.}.

III. Нелегко определить число несчастных альбигойцев, погибших на

кострах с 1208 года, который был годом начала инквизиции. Но нельзя не

проникнуться живым состраданием при чтении повествований того времени. Они

изображают гибель нескольких миллионов [155] людей среди самых ужасных

мучений, как торжество религии, на которой ее божественный основатель

напечатлел характер кротости, человеколюбия, доброжелательства и милосердия.

Апостолы однажды просили своего божественного учителя низвести с неба огонь

на самаритян [156], бывших еретиками и схизматиками еврейского исповедания.

Он не только упрекнул их за эту мысль, но и дал понять, что она ему

ненавистна, обойдясь с ними при этом с такой суровостью, другого примера

которой мы не встречаем в Евангелии. В XIII веке этот урок пропал даром,

потому что были уверены, что история Самарии не имеет ничего общего с тем

поведением, которого надо было держаться по отношению к еретикам тогдашней

эпохи.

IV. Причины, объяснение которых не входит в план моего труда, заставили

в 1214 году папу Иннокентия III послать в качестве легата во Францию Пьетро

из Беневента [157], кардинала церкви Св. Марии д'Аквила [158], с письмами к

архиепископам Амбрена, Арля, Экса и Нарбонны, их викариям, аббатам и

священникам всех этих провинций. Он велел им повиноваться легату и оказывать

ему помощь во всем, что он найдет нужным предпринять против

еретиков-альбигойцев {Флери. Церковная история. Кн. 77. N 32 и cл.}.

По-видимому, с прибытием этого кардинала у цистерцианского аббата, бывшего с

начала 1212 года архиепископом Нар бонны, полномочия не были отняты

{Манрике. Цистерцианская летопись. Т. III, под 1212 годом. Гл. 1.}. Но ему

было предписано, как и другим, повиноваться новому легату; из этого, по

крайней мере, вытекает, что он не был более главою инквизиции. Мы видим

поэтому, что св. Доминик в разрешении не носить покаянной одежды, дарованном

одному примиренному с Церковью, заявляет, что это разрешение имеет силу,

лишь пока кардинал-легат не даст об этом иного повеления. Нет даты на копии

этого документа, извлеченного из старинной книги барселонского монастыря, о

которой я уже говорил. Но последующие события указывают, что он относится к

1214 или к началу 1215 года, потому что кардинал Пьетро возвратился в Рим

около июля {Флери. Церковная история. Кн. 77. N 36.}, а немного спустя св.

Доминик совершил то же путешествие, чтобы испросить у папы утверждения

ордена, который он подготовлял с тех пор для проповеди против ереси и в

который он уже принял нескольких духовных лиц, причисленных к его ведомству.

Один из них, Тома Селлан, принял их в своем доме, откуда они ходили для

совершения богослужения в церковь Св. Романа в Тулузе, уступленную им в

пользование епископом Фульконом, бывшим цистерцианским монахом, другом и

ревностным покровителем св. Доминика {Там же. N 54.}.

V. В 1215 году Иннокентий III торжественно открыл десятый [159]

Вселенский собор, который был четвертым Латеранским, и приказал постановить

по отношению к еретикам Лангедока [160] следующее: 1) те, что будут осуждены

епископами как нераскаянные еретики, должны передаваться в руки светской

власти для понесения