в лоно Церкви, обязуются отправляться на розыски
виновных, пока их не обнаружат; произнесший отречение от ереси в смертный
час и затем вторично впавший в нее по выздоровлении одинаково будет
подвергнут смертной казни; преступление оскорбления Божия величества сильнее
преступления оскорбления величества человеческого; так как Бог наказывает
детей за грехи отцов, чтобы научить их не подражать своим родителям, то и
дети еретиков, до второго поколения, будут объявлены неправоспособными к
занятию общественной должности и пользованию почетом, исключая детей,
сделавших донос на своих отцов, которые в силу этого должны считаться
невинными. 'Мы хотим также, - прибавляет император, - чтобы все знали, что
мы взяли под свое особое покровительство монахов ордена проповедников,
посланных в наши владения для защиты веры против еретиков, также и тех, кто
будет им помогать в суде над виновными, будут ли эти монахи жить в одном из
городов нашей империи, или переходить из одного города в другой, или сочтут
нужным возвращаться на прежнее место; и мы повелеваем, чтобы все наши
подданные оказывали им помощь и содействие. Поэтому мы желаем, чтоб их
принимали всюду с благорасположением и охраняли от покушений, которые
еретики могли бы против них совершить; чтобы та помощь, в которой они
нуждаются для выполнения своего дела в миссии, порученной им ради веры, была
им оказана нашими подданными, которые должны арестовывать еретиков, когда
они будут указаны в местах их жительства, и держать их в надежных тюрьмах до
тех пор, пока они, осужденные церковным трибуналом, не подвергнутся
заслуженному наказанию. Делать это надо в убеждении, что содействием этим
монахам в освобождении империи от заразы новой установившейся в ней ереси
совершается служба Богу и польза государству'. {См. этот устав в булле папы
Иннокентия IV, в приложении к Комментариям Пеньи на руководство для
инквизиторов, составленное Эймериком.}
IX. Усилия инквизиции в Нарбоннской Галлии не имели еще достаточного
успеха, на который рассчитывал папа, потому что военные события не всегда
были благоприятны для крестоносцев. Гонорий, приписывая это небрежности
кардинала Конрада, отозвал его и послал на его место Романа,
кардинала-диакона церкви Св. Ангела [173]. Новый легат должен был
отправиться в провинции Тарантеса [174], Безансон [175], Амбрен, Экс, Арль и
Вьенна. Это новое распоряжение Гонория относится к 1225 году. Настояния
нового легата заставили Людовика VIII, короля Франции, решиться стать во
главе армии крестоносцев, чтобы выступить против графов Тулузы, Фуа, Безье,
Беарна [176], Каркассона и против многих других сеньоров, поддерживавших
альбигойцев. Между тем дела не подвигались: Людовик умер 8 ноября того же
года, и папа последовал за ним 18 марта 1227 года, раньше, чем успел дать
прочную форму и устав для судебного порядка нового трибунала инквизиции,
который вводился во Франции {Райнальди, под 1225 годом. N 29; под 1227
годом. N 12; Флери. Церковная история. Кн. 79. N 8,18 и 28.}.
Статья пятая
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ГРИГОРИЕМ IX УЧРЕЖДЕНИЯ ИНКВИЗИЦИИ В ФОРМЕ ТРИБУНАЛА И
ДАННЫЙ ИМ ЕЙ УСТАВ
I. Григорий IX вступил на первосвященнический трон 13 марта 1227 года.
Он с таким старанием занялся инквизицией, что успел дать ей прочную форму.
Он был горячим покровителем св. Доминика Гусмана и близким другом св.
Франциска Ассизского [177]. Поэтому не следует удивляться, что он сохранил
за доминиканскими монахами функции инквизиторов и поручил их также
францисканцам, посылая их в те провинции, где не было доминиканцев, и
приобщая их к работам последних во многих провинциях, где они утвердились.
II. Кардинал Роман имел во Франции больше успеха, чем предшествующие
ему легаты. Государи, истощенные двадцатилетней войной и боявшиеся полного
разорения своих государств, мечтали об окончании бедствий, постигших их
народы. Такое настроение и вступление на престол Франции Людовика IX [178],
под регентством королевы Бланки [179], воодушевленной величайшим рвением к
религии, изменили в корне положение дела.
III. Граф Тулузы, Раймонд VII [180], решил окончить войну, которую он
вел в пользу альбигойцев. После смерти своего отца, начавшего ее, он
примирился с св. Людовиком и с Церковью на Нарбоннском соборе, возглавляемом
архиепископом