Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том I (Часть 1)

этой митрополии, преемником Арно, Пьером Амьеном, в

присутствии папского легата. Раймонд, между прочим, обещал изгнать из своих

владений всех еретиков, которые откажутся вернуться в лоно Церкви {См.:

Нарбоннский собор в королевском Собрании соборов. Т. 28; Флери. Церковная

история. Кн. 79. N 8, 18, 28.}.

IV. В 1229 году в Тулузе состоялся новый собор, на котором

присутствовали граф Раймонд, архиепископы Нарбонны, Бордо, Оша, много

епископов и депутаты Тулузы и многих других городов. На нем установили с

посланным папой способ поведения по отношению к еретикам. Принятые там меры

в сущности были те же, что и постановленные на Веронском и Латеранском

соборах. Я отмечу лишь меру, которая поручала епископам в каждом приходе их

епархии назначить одного, двух или нескольких священников и клятвенно

обязать их производить исправные и частые розыски еретиков, в какие бы места

они ни скрылись, арестовывать их, принимать все необходимые

предосторожности, чтобы помешать их побегу, и извещать епископа и местного

сеньора или губернатора об их аресте. Это распоряжение гласит также, что

никто не может быть наказан как еретик иначе, как после объявления его

таковым со стороны епископа; еретики, добровольно обратившиеся, не могут

оставаться на учительстве в той же стране, потому что они подозреваются в

заражении ересью; для улики в уклонении в заблуждение, в которое впали, они

будут носить на своих одеждах по кресту на каждой стороне груди; те, кого

приведет к обращению страх смерти, будут подвергнуты заключению под

юрисдикцией епископа. В каждом приходе будет выставлен список всех жителей;

из него все мужчины, достигшие четырнадцатилетнего возраста, и женщины,

достигшие двенадцатилетнего возраста, дадут под присягой обещание

исповедовать католическую веру, проклинать ересь, какого бы рода она ни

была, и преследовать еретиков. Они будут обязаны возобновлять эту присягу

через два года; отказавшиеся это сделать будут заподозрены в ереси. Все

жители, внесенные в список, должны являться к исповеди в своих приходах

трижды в год - на Рождество, Пасху и Троицын день; отсутствующий будет

равным образом состоять на подозрении в религиозном заблуждении. Наконец,

запрещается светским лицам чтение Священного Писания на народном языке. Я

встречаю подобное запрещение в истории Церкви в первый раз {Тулузский собор

в королевском Собрании соборов. Т. 28; Флери. Церковная история. Кн. 79. N

58.}.

V. Кардинала Романа в его обязанностях легата сменил епископ Турне

[181] Вальтер. В 1233 году он собрал в Мелене собор, на котором

присутствовали граф Тулузы и архиепископ Нарбонны со своими викариями. На

этом соборе было постановлено относительно преследования еретиков несколько

канонов, схожих с предшествовавшими. В особенности же на нем было

предписано, чтобы все бароны, рыцари, коменданты городов и прочие вассалы

графа были принуждены принять все необходимые меры для розыска, ареста и

наказания еретиков; чтобы каждый город, где окажутся еретики, платил

доносчику, способствовавшему их аресту, марку серебра за каждого; чтобы все

дома, служившие им убежищем, были снесены с лица земли, подобно тем, где они

проповедовали, и чтоб имущества владельцев этих домов были конфискованы;

чтобы выжигали все пещеры, где можно было предполагать их убежище; чтобы вся

собственность еретиков была секвестрована, без права для их детей требовать

хотя бы самую малую долю; чтобы их пособники, укрыватели и защитники

присуждались к тому же наказанию; чтобы каждый подозреваемый в ереси житель

был обязан исповедовать свою веру, дав под присягой обещание говорить

правду, под страхом быть наказанным как еретик; чтобы примиренные с Церковью

носили два креста на груди таким способом, чтоб все могли их видеть; чтоб

они были лишены всего своего имущества или подвергались другим наказаниям,

если откажутся считаться с этим распоряжением: конфискация должна включать и

то имущество, которое было бы обманным образом продано с целью сокрытия его

от действия закона; все те, кто после отлучения от Церкви по истечении года

не будут ходатайствовать об отпущении, будут принуждаться к тому секвестром,

налагаемым на их имущество {Королевское Собрание соборов. Т. 28; Флери.

Церковная история. кн. 80. N 25; Райнальди, под 1233