Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том I (Часть 1)

и присудили к разным епитимьям многих жителей Арагона и Валенсии;

второй приказал казнить знаменитого еретика из города Эмпуриаса [223] по

имени Раймонд Кастельи.

XVI. В том же году Росельи был возведен в достоинство кардинала, и

Иннокентий VI [224] сделал его преемником брата Николая Эймерика, который

вскоре допустил к примирению с Церковью калабрийского еретика по имени

Николай, наложив на него епитимью пожизненного ношения санбенито; обнаружив

вскоре, что его отречение от ереси было лишь притворно, он велел 30 мая 1357

года сжечь его живьем, после снятия сана {Диего. История ордена

проповедников или домининканцев в провинции Арагон. Кн. 1.}.

XVII. В 1359 году Бартоломео Генуэзец проповедовал и писал, что в 1360

году, в Пятидесятницу, появится Антихрист, что совершение церковных таинств

прекратится, что католическое вероисповедание прервется и что те, кто

присоединится к этому врагу Бога, больше не могут ни обратиться, ни

надеяться на прощение. Ввиду того, что его учение соблазнило множество лиц,

он был арестован, раскаялся и был примирен с Церковью Эймериком, который

приказал сжечь все его книги {Там же. N 4}.

XVIII. Брат Бернардо Эрменголо, инквизитор Валенсии, устроил в 1360

году аутодафе в этом городе. Он разобрал очень большое количество процессов.

Многие обвиняемые были примирены с церковью, выполнив назначенные им

епитимьи. Большое число других было изгнано из королевства, а некоторые

преданы в руки светского правосудия, которое приказало их сжечь. {Фонтана.

Доминиканские документы. Ч. 2. Гл. 8; Диего. Там же. Кн. I.}

XIX. Главный инквизитор Николай Эймерик составил сочинение под

заглавием Руководство для инквизиторов ('Directorium inquisitorum'), для

пользования членов первой инквизиции. Он соединил в одном томе гражданские

законы Кодекса Юстиниана, касающиеся еретиков, и все папские повеления из

свода канонического права, помещенные в Сексте [225], в Клементинах [226] и

в Экстравагантах [227] всех разрядов, с толкованиями, которые были

опубликованы до того времени. В этом руководстве он с достаточной ясностью

разбирает все возникавшие вопросы о способе суда и наказания еретиков и

кончает свою книгу примерами тех случаев, которые могут представиться

инквизиции. В 1578 году это сочинение попечением Франсиско Пеньи было

переиздано с комментариями и посвящено папе Григорию XIII [228]. В 1587 году

появилось новое издание его в самом Риме.

XX. В вопросе 46 второй части этого сочинения (где идет дело о том,

могут ли подвергаться суду инквизиции не получившие крещения) автор

рассказывает, что епископ Барселоны и он сам заключили в тюрьму святой

инквизиции одного иудействующего, по имени Астручо де Пиера, за то, что тот,

желая оправдаться в совершении особого культа демонам и в вызывании их,

утверждал, что и то и другое принадлежит им не меньше, чем самому Богу.

Когда светская власть хотела воспротивиться этому посягательству

инквизиторов и освободить узника, он был путем секвестра передан в руки

епископа Лериды. На запрос об этом папа Григорий XI [229], через кардиналов

Гвидо, епископа Порто, и Эгидия, епископа Тускулума [230], приказал 10

апреля 1371 года епископу Лериды передать заключенного в распоряжение

епископа Барселоны и инквизитора. Означенные лица примирили с Церковью

виновного, который произнес отречение от ереси 1 января 1372 года в

Барселонском соборе и был тотчас же присужден к вечному заточению.

XXI. Эймерик в течение всей своей жизни исполнял должность главного

инквизитора королевств арагонской короны. В качестве доминиканского

провинциала он назначил особых инквизиторов в Арагон, Каталонию, Валенсию,

Майорку и графства Руссильон и Серданью. В его Руководстве для инквизиторов

находятся наибольшие подробности относительно судебных приговоров,

произнесенных им самим или другими арагонскими инквизиторами.

XXII. Мы не знаем, пользовался ли своим правом главного инквизитора и

назначал ли особых инквизиторов провинциал Кастилии, которому было дано

звание провинциала Испании, потому что мы не нашли ни одного самого

незначительного исторического документа, который доказывал бы, что эти

провинциалы использовали полномочия, которыми, они должны были обладать в

силу бреве Иннокентия IV и его