он хотел, чтобы провинциал доминиканцев Кастилии
пользовался полномочиями, предоставленными ему бреве Иннокентия IV, если
даже и не считал удобным их возобновить {Монтэйро. История португальской
инквизиции. Ч. I. Кн. 2. Гл. 36.}.
II. В 1406 году надо было разобрать дело, в котором ризничий прихода
Св. Факунда в Сеговии был замешан в дело евреев этого города по случаю
похищения освященной гостии [242]. Историю этого дела можно прочесть у
Кольменареса {Кольменарес. История Сеговии. Гл. 28.}. Парамо утверждает, что
епископ дом Хуан де Тордесильяс единолично приказал преследовать виновных,
получив о том приказ короля Энрико III [243]; но Кольменарес вводит в этот
процесс приора [244] доминиканского монастыря Св. Креста в этом городе; он
прибавляет, что этот монах получил от еврея чудотворную гостию и осведомил
об этом епископа. Видя, что этот еврей обращается к приору, и вспоминая, что
доминиканские монахи считались инквизиторами во всем христианском мире,
можно думать, что евреи Сеговии признавали инквизитора в лице приора.
III. Булла Бонифация IX от 1402 года не оказала почти никакого действия
в Португалии, потому что доминиканские монахи этого королевства во все время
схизмы не имели никаких сношений с кастильским провинциалом, будучи
подчинены генеральному викарию. Быть может, по этой причине Иоанн XXIII
[245] (признанный в этих провинциях) на третий год своего
первосвященничества, 1 июня 1412 года, отправил бреве, которым он назначал
брата Альфонсо д'Афраона, монаха-францисканца, на должность инквизитора
королевств Португалия и Альгарвия, но с оговоркою, что это распоряжение не
должно причинить никакого ущерба правам тех монахов, которые были
инквизиторами {Монтэйро. История португальской инквизиции. Ч. I. Кн. 2. Гл.
37.}.
IV. Город Перпиньян был резиденцией одной из провинциальных инквизиций
королевства Арагона, юрисдикция которого распространялась на графства
Руссильон и Сер-данью и на три Балеарских острова - Майорку, Минорку и
Ивису. Бенедикт XIII (который был признан в этой части Испании) счел
целесообразным внести реформу в это положение вещей. Он разделил эту
провинцию, создал особую инквизицию для трех островов и назначил первым
инквизитором Майорки брата Гильерме Сегарру, оставив во главе инквизиции
Руссильона брата Бернара Паже {Парома. О происхождении святой инквизиции.
Кн. 2. Гл. 8.}. Эти два инквизитора, которые были доминиканцами, справили
несколько аутодафе, допустили к примирению с Церковью многих обвиняемых и
предали довольно большое количество лиц в руки светской власти, которая
приговорила их к сожжению {Диего. История ордена проповедников или
доминиканцев в провинции Арагон. Кн. 1.}.
V. Избрание Констанцским собором Мартина V (происшедшее 11 ноября 1417
года) положило конец великой западной схизме. Португальские монахи должны
были подчиниться власти провинциала Испанской провинции, которым тогда был
монах их национальности, по имени брат Хуан де Сант-Юст. Но доминиканцы,
бывшие на Констанц-ском соборе, убедили папу, что юрисдикция Сант-Юста
слишком обширна; это побудило верховного первосвященника бреве от 5 февраля
1418 года определить, чтобы Испанская провинция была разделена на три
провинции. Первая из них, под названием провинции Испания, включала
Кастилию, Толедо, Мурсию, Эстремадуру, Андалусию [246] и Бискайю [247] с
Сантильянской Астурией [248]. Вторая, провинция Сант-Яго, была составлена из
королевств Леон, Галисия [249] и Овиедской Астурии [250]. Третья провинция,
или Португалия, простиралась на ее королевство и на все земли, подчиненные
законам ее государя {См. копию этого бреве у Монтэйро. Ч. Г. Кн. 2. Гл.
38.}.
VI. С этого времени португальские провинциалы стали главными
инквизиторами королевства и имели право назначать особых инквизиторов в свои
провинции, в силу бреве Иннокентия VI [251]. Впрочем, по-видимому, они на
это получили особое разрешение, подобное тому, которое было направлено
арагонским провинциалам, когда они отделялись от кастильской короны {Там же
и гл. 39}.
VII. Король Арагона Альфонс V [252], видя, что Каталония, Руссильон и
Майорка имеют провинциальные инквизиции, счел малопочетным для королевства
Валенсии не иметь своей. Если таково было мнение о сущности инквизиции столь
мудрого