Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том I (Часть 1)

из полос материи в три

пальца шириною; один из этих крестов будет находиться на груди, а другой на

плечах. Одежда, на которой эти два креста должны быть нашиты, будет

отличаться по цвету от двух крестов, и кающиеся не могут носить никакой

другой верхней одежды ни вне дома, ни у себя дома. Если они приговорены к

ношению одежды, покрывающей их голову, то на капюшоне, если это мужчина (и

на вуали, если это женщина), должен быть нашит третий крест величины,

пропорциональной этой части одеяния. Если идет речь об отступнике или

человеке, который старался вовлечь других в отступничество, он будет носить

на верхней части двух крестов, нагрудного и наплечного, поперечную полосу

длиною в ладонь или около того и того же цвета. Если они предпримут

путешествие морем, они будут носить их, пока не прибудут в иностранную

землю, и там могут их скинуть до тех пор, пока снова не пустятся в море,

чтобы вернуться в свое отечество. Тогда они снова их возьмут и не перестанут

носить ни во время плавания, ни во время пребывания на островах' {Собор в

Безье. Гл. 26.}.

XVII. Таррагонский собор, состоявшийся в 1242 году, предпочел

распоряжения, постановленные Тулузским собором, тем, которые были сделаны на

соборе в Безье. Речь шла лишь о двух крестах, которые должны были носить на

груди. Но испанские инквизиторы Каталонии не замедлили принять меру,

предписанную собором в Безье, и ею руководствовались, согласно тому, что нам

сообщает Эймерик в XIV веке {Эймерик. Руководство для инквизиторов. Ч. III,

о шестом способе вершить процесс веры.}. В это же время был введен обычай

вместо старинных крестов употреблять кресты, скрещенные наискось, и мы

видим, что обычай этот сохранился и при теперешней инквизиции { Паромо. О

происхождении святой инквизиции. Кн. 1.Отд. II. Гл. 5.}.

XVIII. Что епитимьи, налагавшиеся прежней инквизицией, были гораздо

суровее в отношении позора, который должен был из них вытекать для

примиренных, чем те, которые постановлялись теперешней инквизицией,

показывает самый текст резолюции, принятой в 1242 году испанскими епископами

на вышеупомянутом Таррагонском соборе. В ней сказано: 'Если формальные

еретики и учителя ереси попросят обращения, они будут заключены в тюрьму и

останутся в ней до смерти после того, как отрекутся от ереси и получат

отпущение'.

XIX. 'Что касается тех, кто одобряет ошибочные мнения еретиков, они

выполнят следующую епитимью: в день Всех Святых, в первое воскресенье

рождественского поста, в праздник Рождества, обрезания, Богоявления,

Сретения Господня, Благовещения и во все воскресенья Великого поста они

будут отправляться в собор и присутствовать при процессии, в рубашке, с

босыми ногами, с руками, сложенными крестом, и там будут бичуемы епископом

или священником, за исключением дней Благовещения и Вербного воскресенья,

когда они будут принимать примирение в приходской церкви. В первый день

Великого поста они также отправятся в собор, в рубашке, с босыми ногами, с

руками, сложенными крестом, согласно постановлению; они будут выгнаны из

церкви на все время Великого поста и принуждены стоять в ее дверях и оттуда

слушать божественную службу. Они будут занимать это же место и в Великий

четверг. В этот же день получат они примирение в самой церкви по способу,

предписанному святыми канонами. Кроме того, постановляется, что епитимья,

наложенная на них в первый день Великого поста и в Великий четверг, а также

епитимья, которая предписывает держаться вне церкви в течение остальных дней

Великого поста, будет возобновляться ежегодно до самой смерти примиренных. В

воскресные дни Великого поста они будут входить в церковь и после принятия

примирения пойдут на свои места у двери и там будут оставаться до Великого

четверга, Они будут всегда носить на груди два креста цвета, различного с

цветом их одежды, чтобы все могли легко узнать в них кающихся. Запрещение

входить в церковь во время Великого поста будет продолжаться лишь на

протяжении десяти лет'.

XX. 'Епитимья вновь впавших в ересь как пособников ереси будет столь же

торжественна, как и епитимья христиан, впавших в ересь, и будет происходить

в те же дни; но от них не будут требовать ношения двух крестов, и церемонии

первого дня Великого поста и Великого четверга будут возобновляться лишь в

течение десяти